Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






klimatauto.ru / Решение


Решение Верховного Суда РФ от 12.11.2002 № ГКПИ2002-1224
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими п.п. "а" пункта 2.4, пункта 4.1 и частично недействующим пункта 3.1 Положения об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15.05.2002>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2002 г. № ГКПИ2002-1224

Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Г. о признании недействительными п. п. "а" пункта 2.4, пункта 4.1, а также пункта 3.1 в части слов: "содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат" "Положения об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи", утвержденного решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 15 мая 2002 года (далее - Положение),

установил:

Г. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые им пункты Положения в указанной части приняты Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации с нарушением требований Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", а также статей 19 и 55 Конституции РФ.
Полагает также, что указанные пункты Положения ограничивают права граждан Российской Федерации, имеющих намерение занять должность судьи, поскольку предусматривают, что гражданин, сдавший квалификационный экзамен в данном субъекте Российской Федерации, может претендовать на эту должность только в данном субъекте Федерации, что не вытекает из содержания приведенных выше федеральных законов.
Считает, что все судьи в Российской Федерации обладают равным статусом, а поэтому и требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, должны быть равными. В связи с этим требования к содержанию экзаменационных билетов должны быть одинаковыми, а результат сданного экзамена действителен для всех квалификационных коллегий судей.
Заявитель Г. в судебное заседание не явился. Из поступившего в суд заявления следует, что он не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации В. с жалобой Г. не согласился и просил об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что решение об утверждении названного Положения принято Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации с соблюдением требований закона и в пределах предоставленных ей полномочий.
Выслушав объяснения представителя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ) порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
Как установлено судом, Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации в соответствии с предоставленными ей законом полномочиями 15 мая 2002 года было принято решение об утверждении названного выше Положения, пп. "а" пункта 2.4 которого предусмотрено создание экзаменационной комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, пунктом 4.1 предусматривается, что экзаменационная комиссия при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также экзаменационные комиссии при квалификационных коллегиях судей субъектов РФ принимают экзамены у претендентов на те должности, на которые указанные коллегии судей дают заключения. Из пункта 3.1 следует, что содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат.
По утверждению представителя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, оспариваемое Положение и решение о его утверждении приняты Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации в правомочном составе при единогласном голосовании участвующих в заседании членов коллегии. Требованиям действующего законодательства РФ решение коллегии и Положение не противоречат и охраняемых законов прав претендентов на должность судьи они не нарушают.
Эти утверждения представителя ВККС РФ материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и самим заявителем.
Анализ содержания оспариваемых пунктов Положения также свидетельствует об их соответствии действующему законодательству Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо предусмотренных законом оснований для признания оспариваемых пунктов Положения в указанной части недействительными не имеется.
Довод заявителя о том, что, предусмотрев в Положении необходимость образования экзаменационной комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ВККС РФ вышла за пределы своих полномочий, не может быть признан обоснованным.
Из содержания п. 4 ст. 5 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" следует, что квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав данной экзаменационной комиссии, т.е. данной нормой Закона фактически предусматривается создание экзаменационных комиссий при каждой квалификационной коллегии судей, в том числе и при Высшей квалификационной коллегии.
Каких-либо исключений для ВККС РФ по этому вопросу названная норма Закона не содержит, а поэтому, исходя из ее смысла и направленности, Высшая квалификационная коллегия правомерно предусмотрела создание экзаменационной комиссии при ВККС РФ.
Не может суд при этом принять во внимание и ссылку заявителя на п. п. 2 пункта 2 ст. 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", поскольку данная норма Закона регулирует лишь порядок создания экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи при квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации и она не исключает возможности создания такой комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Утверждение заявителя о несоответствии закону п. 3.1 Положения в части содержащихся в нем слов: "содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат" также не может быть признано состоятельным, поскольку оно ни на чем не основано и противоречит ст. 4 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации", предусматривающей при едином статусе судей различные требования (возраст, стаж работы по юридической профессии) к кандидатам, претендующим на должность судьи суда того или другого уровня, что фактически и учитывается указанным пунктом Положения при сдаче квалификационного экзамена.
В этой связи нельзя признать обоснованным и утверждение заявителя в той части, что ввиду равенства статуса всех судей содержание экзаменационных билетов должно быть одинаковым, а результат сданного экзамена действительным для всех квалификационных коллегий судей в Российской Федерации.
Ошибочной, по мнению суда, является и ссылка заявителя при этом на равенство статуса всех судей, поскольку кандидаты на должность судьи статусом судьи еще не обладают, а приравнивание статуса кандидата к статусу судьи, на что указывает заявитель, не основано на законе.
Кроме того, при разрешении данного дела суд принимает во внимание и то обстоятельство, что заявителем каких-либо доказательств в подтверждение своего нарушенного права (в соответствии с законом гражданин в данном случае может обратиться в суд за защитой именно своего права) не представлено, а имеющаяся в заявлении общая ссылка на нарушение прав граждан оспариваемыми пунктами Положения не может сама по себе служить подтверждением нарушенного права заявителя, хотя при этом и не исключается его возможность быть кандидатом на должность судьи.
Учитывая, что решение об утверждении оспариваемого Положения в указанной части принято Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации в пределах своих полномочий, правомочным составом и при единогласном голосовании, а также с соблюдением требований действующего законодательства РФ, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Г. о признании недействительными указанных им пунктов "Положения об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи", утвержденного решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 15 мая 2002 года, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru