Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






klimatauto.ru / Постановление


Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 22.05.2002 № 3-3
(ред. от 20.12.2006)
"Об утверждении Типового положения о профсоюзной правовой инспекции труда"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.



Внимание! Документ утратил силу.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия редакции - 20.12.2006.
Окончание действия документа - 25.09.2007.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Исполкома ФНПР от 26.09.2007 № 4-2.
   ------------------------------------------------------------------




ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2002 г. № 3-3

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРОФСОЮЗНОЙ ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

(в ред. Постановления Исполнительного комитета ФНПР
от 20.12.2006 № 1-7)

В связи с введением в действие с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса Российской Федерации, принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесением изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР Исполнительный комитет ФНПР постановляет:
1. Утвердить Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда (прилагается).
2. Членским организациям ФНПР в соответствии с Типовым положением утвердить соответствующие положения о профсоюзной правовой инспекции труда.
3. В целях повышения эффективности правозащитной работы, укрепления мотивации профсоюзного членства предложить общероссийским, межрегиональным профсоюзам, территориальным объединениям организаций профсоюзов:
принять все меры по созданию и укреплению профсоюзной правовой инспекции труда, определить штатную численность инспекторов, осуществить подбор и утверждение авторитетных юристов с выдачей им удостоверения установленного образца;
содействовать повышению квалификации, обобщению опыта, организационно-материальному обеспечению и поощрению правовых инспекторов;
добиваться решительных действий правовых инспекторов в организациях по отстаиванию прав членов профсоюза (работников), а также - в органах исполнительной власти, суда, прокуратуры, государственной инспекции труда;
распространять методы коллективной защиты и самозащиты работников; оказывать правовую помощь при проведении приостановок работ в организациях;
способствовать активному применению предусмотренных законодательством санкций к представителям работодателей, органам и должностным лицам, злостно нарушающим права работников и профсоюзов;
проводить работу по предоставлению работникам и профсоюзам дополнительных прав и гарантий законодательством субъектов Российской Федерации (в том числе по предоставлению территориальному объединению (ассоциации) организаций профсоюзов права законодательной инициативы).
4. Утвердить формы № 1-ПИ (представление); № 2-ПИ (требование о привлечении к ответственности должностных лиц); № 3-ПИ (удостоверение), № 4-ПИ (статистический отчет о работе), № 5-ПИ (карта учета нарушений прав профсоюзов), № 6-ПИ (акт о нарушении трудового законодательства) согласно Приложениям № 1 - 6 к Типовому положению.
При отсутствии правовых инспекторов в аппарате членской организации ФНПР представлять статотчет по форме № 4-ПИ о правозащитной работе, выполненной первичными профсоюзными организациями, аппаратами территориальных организаций профсоюзов и их объединений.
5. Согласиться с предложением руководителей общероссийских профсоюзов о распространении на общероссийские и межрегиональные профсоюзы Типового положения о профсоюзной правовой инспекции труда.
6. Рекомендовать использовать данное Типовое положение для согласования действий и установления единообразной отчетности профсоюзных правовых инспекций труда территориальных организаций профсоюзов и их территориальных объединений.
7. Возложить на Правовой отдел Аппарата ФНПР работу по координации и методической помощи в деятельности профсоюзных правовых инспекций труда членских организаций ФНПР, обобщению статистических отчетов и информационных материалов об их деятельности, принятию мер по повышению квалификации профсоюзных правовых инспекторов труда, содействию их поощрению наградами ФНПР и государственными наградами.
8. Признать утратившим силу Постановление Исполнительного комитета Генерального Совета ФНПР от 30 мая 1996 г. № 3-6 "О Примерном положении о профсоюзной инспекции труда (профсоюзной правовой инспекции труда)".

Председатель ФНПР
М.В.ШМАКОВ





Приложение
к Постановлению
Исполкома ФНПР
от 22 мая 2002 г. № 3-3

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФСОЮЗНОЙ ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

1. Общие положения

1.1. Профсоюзная правовая инспекция труда создается общероссийскими, межрегиональными профсоюзами и территориальными объединениями организаций профсоюзов <*> в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Уставом членской организации ФНПР и настоящим Типовым положением в целях организации контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, организации и обеспечения защиты социально-трудовых прав работников. Правовые инспектора труда осуществляют профсоюзный контроль в организациях независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм при условии, что в проверяемых организациях работают члены профсоюзов, обслуживаемых соответствующими структурами ФНПР.
   --------------------------------

<*> Далее - членские организации ФНПР.

1.2. Профсоюзная правовая инспекция труда действует на основании Положения, утвержденного полномочным органом членской организации ФНПР, и осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

2. Задачи профсоюзной правовой инспекции труда

Основными задачами правовой инспекции труда являются:
2.1. Осуществление в организациях профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, о коллективных договорах и соглашениях.
2.2. Юридическая защита прав членов профсоюзов (работников), а также членских организаций ФНПР от противоправных действий работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников (профсоюзов), установленные международными нормами, законами, нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными или трудовыми договорами.
2.3. Отстаивание интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзов, а также при разработке коллективных договоров и соглашений по социально-трудовым вопросам.
2.4. Информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание бесплатной консультационной поддержки членам профсоюзов по вопросам труда и социальной защиты (пенсионное, жилищное законодательство, социальное страхование и т.д.).
2.5. Оперативное обращение в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по устранению недочетов и упущений должностных лиц, допустивших существенное нарушение гражданских, трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов (работников).
2.6. В целях укрепления авторитета профсоюзов и повышения мотивации профсоюзного членства организация взаимодействия со средствами массовой информации для широкого оповещения членов профсоюзов и общественности об эффективности правозащитной работы профсоюзных юристов, для пресечения действий, направленных на дискредитацию профсоюзов, входящих в структуру ФНПР, и для опровержения недостоверных сведений об их деятельности.

3. Основные функции профсоюзной правовой инспекции труда

Для выполнения возложенных на инспекцию задач профсоюзные правовые инспекторы труда:
3.1. Организуют проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или регулирующих социально-трудовые отношения, права профсоюзов.
3.2. Добиваются устранения выявленных нарушений; в случае невыполнения подготавливают материалы в органы прокуратуры, федеральной инспекции труда, вышестоящие органы с предложением применить к виновным соответствующие меры уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.
3.3. Принимают участие в заседании комиссий по трудовым спорам в организациях при разрешении индивидуальных трудовых споров в качестве представителя, уполномоченного работником.
3.4. Подготавливают заявление и защищают интересы работника в суде в случае несогласия с решением комиссии по трудовым спорам или когда работник желает обратиться для разрешения индивидуального трудового спора в суд, минуя комиссию по трудовым спорам.
В установленном законом порядке представляют интересы членов профсоюзов, работников, соответствующей членской организации ФНПР в суде.
3.5. Проводят юридическую экспертизу проектов законов и нормативных правовых актов по правам профсоюзов, трудовым, жилищным, пенсионным, другим социально-трудовым вопросам.
3.6. По поручению руководителя соответствующего профсоюзного органа представляют, ведут переговоры, защищают интересы работников и профсоюзов в органах государственной власти, местного самоуправления, объединениях работодателей, внебюджетных фондах и иных органах, участвуют в разрешении коллективных трудовых споров по просьбе членской организации.
3.7. Взаимодействуют с судебными, правоохранительными органами, структурами Федеральной инспекции труда по формированию единой правоприменительной практики, проведению совещаний, семинаров, совместных проверок соблюдения трудового законодательства.
3.8. Участвуют в совещаниях, семинарах международных организаций, подготавливают материалы для обращения в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; оказывают помощь членам профсоюзов в связи с обращением в Европейский Суд по правам человека; обобщают и направляют материалы о нарушении прав профсоюзов в ФНПР для рассмотрения в МОТ и других международных организациях.
3.9. Подготавливают инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы членской организации ФНПР, участвуют в обучении профсоюзного актива.
3.10. Ежегодно обобщают статистические данные, практику работы правовой инспекции, других профсоюзных юридических служб; ведут учет и направляют соответствующим органам материалы и сведения о фактах нарушения прав профсоюзов и мерах по их пресечению.
3.11. Публикуют статьи в газетах и журналах, на сайте ФНПР в Интернете, выступают на радио и телевидении с сообщениями о деятельности профсоюзов и их юридических служб.

4. Права и обязанности профсоюзной правовой инспекции труда

Профсоюзные правовые инспекторы труда имеют право:
4.1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
4.2. При предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать организации, где работают члены профсоюзов, обслуживаемых соответствующей структурой ФНПР. В предусмотренных нормативными правовыми актами случаях допуск инспектора к проверке осуществляется с соблюдением установленных требований.
4.3. Проводить проверки соблюдения работодателями и их представителями законодательства о профсоюзах, выполнения обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
4.4. Беспрепятственно и бесплатно получать от работодателя и его представителей сведения, справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, иную информацию по социально-трудовым вопросам, относящуюся к предмету контроля.
4.5. Составлять акт о выявленных нарушениях (Приложение № 6).
4.6. Направлять работодателям, их представителям, должностным лицам организаций обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников, контролировать выполнение представлений (Приложение № 1).
4.7. В установленном законодательством и Уставом членской организации ФНПР порядке обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права (Приложение № 2).
4.8. Принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготавливать их для согласования с компетентным профсоюзным органом.
4.9. Принимать участие в разрешении трудовых споров, связанных с нарушением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также в связи с изменениями условий труда.
Профсоюзные правовые инспектора труда обязаны:
4.10. Всемерно содействовать защите прав членов профсоюзов (работников) и структур профсоюзов, обслуживаемых Федерацией Независимых Профсоюзов России.
4.11. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законом.
4.12. Укреплять авторитет профсоюзов, соблюдать дисциплину труда, своевременно выполнять поручения руководства.
4.13. Постоянно повышать свою квалификацию.
4.14. Не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении профсоюзного контроля, выполнении служебных полномочий.
4.15. Обеспечивать абсолютную конфиденциальность источника всякой жалобы на действия работодателя, если заявитель возражает против такого сообщения.

5. Организационные основы
профсоюзной правовой инспекции труда

5.1. В соответствии с Уставом членской организации ФНПР ее компетентный орган создает профсоюзную правовую инспекцию труда, определяет штатную численность инспекторов, утверждает на должность и освобождает их от должности. При наличии в штате двух и более инспекторов назначается главный профсоюзный правовой инспектор труда.
5.2. Общее руководство деятельностью профсоюзной правовой инспекции труда осуществляет постоянно действующий руководящий коллегиальный орган членской организации ФНПР.
5.3. На должность профсоюзных правовых инспекторов труда назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.
5.4. Главному и правовым инспекторам труда выдается удостоверение установленного образца (Приложение № 3).
5.5. Главный профсоюзный правовой инспектор труда:
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью правовой инспекции;
рассматривает возникшие разногласия между работодателями (иными должностными лицами) и правовыми инспекторами труда;
до 15 марта следующего за учетным периодом года представляет ФНПР ежегодную информацию и статистический отчет о деятельности профсоюзной правовой инспекции труда и нарушениях прав профсоюзов, вносит предложения по ее совершенствованию и премированию правовых инспекторов (Приложения № 4, 5);
организует обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда в соответствии с планами работ членской организации ФНПР;
обеспечивает кодификацию законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам;
осуществляет взаимодействие с другими профсоюзными юристами, состоящими в штате членской организации ФНПР, получает необходимые статистические сведения об их работе для составления общего отчета.
5.6. Жалоба на действия главного профсоюзного правового инспектора труда рассматривается в порядке, предусмотренном Уставом членской организации ФНПР и Положением о профсоюзной правовой инспекции труда.





Приложение № 1
к Типовому положению
о профсоюзной правовой
инспекции труда

Форма № 1-ПИ

Профсоюзная правовая
инспекция труда
_____________________________
(членской организации ФНПР)

Наименование контролируемой организации __________________________
__________________________________________________________________
(должность лица, которому вручается представление)
Ф.И.О. ___________________________________________________________

Представление

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской
Федерации и статьей 19 Федерального закона "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности" требую устранить
выявленные нарушения
1. ___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
4. ___________________________________________________________
О рассмотрении настоящего представления, принятых мерах и
общей денежной сумме, выплаченной работникам во исполнение
представления, сообщите в срок до ____ 200_ года по адресу _______
__________________________________________________________________

Главный профсоюзный правовой инспектор труда _____________________
(фамилия, инициалы)
_____________________
(подпись, дата)
Представление получил ____________________________________________
(Ф.И.О. получившего, подпись, дата)
Результаты выполнения представления ______________________________
__________________________________________________________________
(общая денежная сумма, полученная работниками в результате
профсоюзного контроля)

Главный профсоюзный правовой инспектор труда _____________________
(подпись, дата)





Приложение № 2
к Типовому положению
о профсоюзной правовой
инспекции труда

Форма № 2-ПИ

Профсоюзная правовая
инспекция труда
_____________________________
(членской организации ФНПР)

Кому _________________________________________________________
(наименование государственного, правоохранительного
органа, Ф.И.О. представителя работодателя)

Требование
о привлечении к ответственности должностных лиц,
виновных в нарушении трудового законодательства
"__" ______ 200_ года № __

В соответствии со статьями 195, 370 Трудового кодекса
Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
статьей 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации", на основании статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях обращаюсь с требованием о
привлечении к ____________________________________________________
(дисциплинарной, административной, уголовной)
ответственности __________________________________________________
(должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустившего
(допустивших) нарушение)
за _______________________________________________________________
(краткое изложение нарушений со ссылкой на статьи нарушенных
__________________________________________________________________
законов и иных нормативных правовых актов)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

О принятом решении прошу сообщить в срок до ___________________
по адресу: _______________________________________________________

"__"_______ 200_ года

Приложение: ______________________________________________________
(перечень документов, доказывающих совершение
проступка)

Главный
профсоюзный правовой
инспектор членской
организации ФНПР ___________________________________
(подпись, дата, Ф.И.О.)





Приложение № 3
к Типовому положению
о профсоюзной правовой
инспекции труда

Форма № 3-ПИ

ОБРАЗЕЦ
удостоверения профсоюзного правового инспектора труда

Лицевая сторона
__________________________________________________________________
(наименование членской организации ФНПР)

профсоюзная правовая инспекция труда
__________________________________________________________________

Внутренняя сторона
Левая часть

__________________________________________________________________
(наименование членской организации ФНПР)

Удостоверение № _________________
_________________________________
_________________________________
(Ф.И.О.)

работает в должности _________________________________________
__________________________________________________________________
(профсоюзного правового (главного правового) инспектора труда)

Председатель
членской организации ФНПР ____________________________________
(подпись, инициалы, фамилия)

Правая часть

   -----------¬    Удостоверение выдано "__" _______ 200_ года

¦ ¦
¦ Место ¦
¦ для ¦
¦фотографии¦
¦ ¦
L----------- В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса РФ
профсоюзные правовые инспектора труда имеют право
беспрепятственно посещать организации, бесплатно
Печать получать от работодателя и его представителей
информацию и материалы, необходимые при проведении
профсоюзного контроля за соблюдением трудового
законодательства, обращаться в соответствующие
органы с требованием о привлечении к ответственности
виновных лиц.





Приложение № 4
к Типовому положению
о профсоюзной правовой
инспекции труда

Форма № 4-ПИ
"ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПРОФСОЮЗНОЙ ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА"

Утратила силу. - Постановление Исполнительного комитета ФНПР
от 20.12.2006 № 1-7







Приложение № 5
к Типовому положению
о профсоюзной правовой
инспекции труда

Форма № 5-ПИ
"КАРТОЧКА
РЕГИСТРАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ"

Утратила силу. - Постановление Исполнительного комитета ФНПР
от 20.12.2006 № 1-7





Приложение № 6
к Типовому положению
о профсоюзной правовой
инспекции труда

Форма № 6-ПИ

Профсоюзная правовая инспекция труда
______________________________________________________________
(наименование членской организации ФНПР)

АКТ
о нарушении трудового законодательства и иных актов,
содержащих нормы трудового права

Составлен главным профсоюзным правовым инспектором труда
членской организации ФНПР
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
о нарушении трудового законодательства, прав профсоюзов,
социально-трудовых прав
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество нарушителя,
__________________________________________________________________
должность, наименование контролируемой организации)
1. _______________________________________________________________
(краткое содержание нарушения, указать статью
нарушенного закона,
__________________________________________________________________
(правового акта))
__________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
(объяснение должностного лица, допустившего нарушение)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

"__" ______ 200_ г. _______________________
(подпись нарушителя)
Решение профсоюзного правового инспектора труда о мерах по
устранению нарушения и привлечению к ответственности виновного
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Профсоюзный правовой инспектор труда ________________
(подпись)
"__" ________ 200_ г.

Примечание: акт составляется в пяти экземплярах - первый вручается руководителю организации, второй - выдается лицу, допустившему нарушение, третий и четвертый находятся в территориальной организации профсоюза и территориальном объединении организаций профсоюзов, при необходимости пятый экземпляр направляется в компетентный орган с требованием о привлечении виновного к ответственности.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru