Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






klimatauto.ru / Решение


Решение Верховного Суда РФ от 24.12.2002 № ВКПИ02-106
<Об удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 48 Положения "Об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных сил Российской Федерации", утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 20.02.1996 № 72>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2002 г. № ВКПИ02-106

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в лице председательствующего генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В., при секретаре капитане юстиции Третьякове С.В., с участием старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Осипова В.Ю., представителей ответчика - Министерства обороны РФ полковника юстиции Ткаченко И.В. и майора юстиции Каданцева С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе гражданина Миронова Ю.Н. о признании незаконным (недействующим) с момента издания п. 48 Положения "Об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время", утвержденного Приказом Министра обороны РФ № 72 от 20.02.1996,

установила:

Миронов Ю.Н. обратился в Верховный Суд РФ с указанными выше требованиями, утверждая, что в соответствии с п. 48 названного "Положения..." начальник военного госпиталя имеет право заключить с военнослужащим контракт о прохождении военной службы, тогда как п. 1 ст. 32 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ и п. п. 1 и 2 ст. 4 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, предусмотрено, что контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ. Указанными правовыми актами регулируются и другие вопросы, связанные с порядком заключения контракта о прохождении военной службы.
В связи с письменной просьбой заявителя Миронова Ю.Н. дело рассматривается без его участия.
В судебном заседании представители ответчика Министерства обороны РФ полковник юстиции Ткаченко И.В. и майор юстиции Каданцев С.А., осуществлявшие свои полномочия по доверенности от 5 декабря 2002 года, выданной в порядке передоверия от Министра обороны РФ начальником отдела военного законодательства МО РФ полковником юстиции В. Шендяпиным, не признали требований заявителя и пояснили, что на момент издания обжалуемый нормативный акт не противоречил действующему законодательству.
Представители ответчика также полагали, что необходимость регистрации данного Положения "Об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время", утвержденного Приказом Министра обороны РФ № 72 от 20.02.1996, не требовалась, поскольку в нем определялись лишь назначения и основные задачи органов управления медицинской службы в медицинских частях и в учреждениях Вооруженных Сил РФ, а также общие обязанности их должностных лиц, в связи с чем оно не попадало под действие Постановления Правительства от 8 мая 1992 г. № 305, которым было утверждено "Положение о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов".
Заслушав объяснения представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, а также выслушав заключение старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Осипова В.Ю., полагавшего необходимым признать названное "Положение..." недействующим с момента утверждения его приказом Министра обороны РФ, поскольку оно не прошло государственную регистрацию, а в последующем не было опубликовано в печати. Верховный Суд РФ, рассматривая данное дело в порядке судебного контроля за соответствием оспариваемого нормативного акта действующему законодательству, находит, что "Положение..." подлежит признанию незаконным и недействующим с момента его издания по следующим основаниям.
Согласно уведомлению Министерства юстиции РФ № 07-2738 от 20 декабря 2002 года, исследованному судом, Положение "Об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время", утвержденное Приказом Министра обороны РФ от 20.02.1996 № 72, на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ в установленном порядке не предоставлялось.
Представители ответчика не представили суду также данных об опубликовании "Положения..." в установленном порядке в средствах массовой информации.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применятся, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
В силу п. п. 8, 9 и 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Обязанность государственной регистрации нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, как и внесение в них изменений и дополнений, затрагивающих права и свободы и законные интересы граждан Российской Федерации в Министерстве юстиции РФ, в настоящее время регулируется Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" с внесенными в него изменениями.
Названным Постановлением Правительства РФ также установлено, что ведомственные правовые акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут и подлежат отмене в установленном порядке.
Утверждение представителей ответчика в судебном заседании о том, что указанное "Положение..." не подлежало регистрации, поскольку в соответствии с действовавшим в тот период Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1992 года № 305 такие акты не регистрировались, является ошибочным.
Из содержания оспариваемого "Положения..." видно, что в нем определены не только назначение и основные задачи указанных медицинских органов Министерства обороны РФ, но и конкретизированы обязанности и права их должностных лиц, сформулированы задачи медицинского обеспечения личного состава Вооруженных Сил РФ, их воинских частей и подразделений, большинство из которых затрагивают права и законные интересы различных категорий военнослужащих.
Такие нормативные акты министерств и ведомств, согласно п. 2 ранее действовавшего Постановления Правительства РФ, подлежали обязательной государственной регистрации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что названное "Положение..." является нормативно-правовым актом и оно, как не вступившее в законную силу, применяться не может и его следует признать недействующим.
Придя по изложенным выше мотивам к выводу о признании "Положения..." незаконным нормативным актом в целом, а не отдельных его положений, суд находит возможным не входить в обсуждение вопроса о несоответствии п. 48 данного "Положения..." действующему законодательству, о чем ставил заявитель Миронов Ю.Н. вопрос в жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 193 - 195, 196, 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Признать незаконным и недействующим с момента издания Положение "Об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время", утвержденное Приказом Министра обороны РФ № 72 от 20.02.1996, как не прошедшее государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и официально не опубликованное в установленном порядке в печати.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу
генерал-лейтенант юстиции
Ю.ПАРХОМЧУК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru