Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






klimatauto.ru / Постановление


"Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг химически опасных объектов. Общие требования. ГОСТ Р 22.1.10-2002"
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.10.2002 № 394-ст)

Официальная публикация в СМИ:
М., ИПК Издательство стандартов, 2002


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 01.07.2003.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 25.10.2002 № 394-ст данный документ введен в действие с 1 июля 2003 года.
   ------------------------------------------------------------------

Документ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (Постановление Госстандарта РФ от 27.06.2003 № 63).
Постановление Госстандарта РФ от 27.06.2003 № 63 утратило силу с 30 января 2004 года в связи с изданием Постановления Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 3.
Применение данного документа осуществляется в обязательном порядке в части требований статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ



Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 25 октября 2002 г. № 394-ст

Дата введения -
1 июля 2003 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

МОНИТОРИНГ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

SAFETY I№ EMERGENCIES. MONITORING OF CHEMICAL DANGEROUS
OBJECTS. GENERAL REQUIREMENTS

ГОСТ Р 22.1.10-2002

Предисловие

1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) МЧС РФ, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций".
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций".
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 октября 2002 г. № 394-ст.
3. Введен впервые.
4. Стандарт разработан в обеспечение реализации Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации мониторинга химически опасного объекта с целью предотвращения возникновения химической аварии, определения подготовленности аварийно-спасательных средств к ликвидации ее последствий и готовности средств и систем для защиты населения.
Стандарт обязателен для организаций и предприятий, осуществляющих мониторинг стационарных химически опасных объектов, и для организаций, осуществляющих предупреждение, прогнозирование и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных химическими авариями на этих объектах.
Стандарт не распространяется на подвижные химически опасные объекты.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.005-88. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 17.2.4.02-81. Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ
ГОСТ 22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ 22.0.07-97/ГОСТ Р 22.0.07-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и параметров
ГОСТ 22.1.01-97/ГОСТ Р 22.1.01-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения
ГОСТ 22.1.02-97/ГОСТ Р 22.1.02-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения
ГОСТ 22.9.05-97/ГОСТ Р 22.9.05-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы средств индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования
ГОСТ Р 8.589-2001. Государственная система измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения
ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
ГОСТ Р 22.8.05-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы по ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования.

3. Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Аварийно-химически опасное вещество, АХОВ: по ГОСТ 22.9.05.
3.2. Химически опасный объект, ХОО: по ГОСТ 22.0.05.
3.3. Мониторинг химически опасного объекта, мониторинг ХОО: система регулярного наблюдения и контроля за состоянием систем безопасности химически опасного объекта, химической обстановкой на его территории и санитарно-защитной и/или охранной зоны, готовностью сил и средств соответствующих служб к ликвидации последствий химических аварий и защите населения.
3.4. Химическая обстановка: обстановка, сложившаяся в окружающей среде на определенной территории в результате нормальной эксплуатации оборудования на ХОО или техногенной аварии с АХОВ.
3.5. Объект мониторинга: по ГОСТ 22.1.02.
3.6. Наблюдение за окружающей средой: по ГОСТ 22.1.02.
3.7. Контроль за окружающей средой: по ГОСТ 22.1.02.
3.8. Аварийно-спасательные работы при ликвидации аварий на ХОО: по ГОСТ Р 22.8.05.
3.9. Емкость: аппараты, реакторы, баллоны, хранилища, трубопроводы, в которых размещаются аварийно-химически опасные вещества.

4. Основные положения

4.1. Мониторинг химически опасного объекта является составной частью системы государственного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
4.2. Мониторинг химически опасного объекта включает наблюдение и контроль за:
параметрами технического состояния систем, определяющих безопасную работу с АХОВ;
выбросами (сбросами) в атмосферу, гидросферу и литосферу АХОВ на территории химически опасного объекта, в санитарно-защитной и/или охранной зонах;
состоянием емкостей, связанных с размещением АХОВ;
своевременностью и качеством проведения регламентных, планово-предупредительных и других видов ремонтных работ с емкостями, в которых размещаются АХОВ;
метеообстановкой, экстренными и долгосрочными сообщениями о состоянии окружающей природной среды и об аномальных явлениях в районе расположения ХОО;
состоянием систем оповещения об аварии на ХОО и угрозе поражения населения;
сетью наблюдения и лабораторного контроля за химической обстановкой, а также средствами химической разведки;
средствами индивидуальной и коллективной защиты населения от АХОВ;
техническими средствами, предназначенными для ликвидации последствий химических аварий на ХОО;
подготовленностью личного состава органов управления и подразделений МЧС России, участвующих в ликвидации последствий химических аварий и защите населения, к действиям в случае аварии на ХОО.
4.3. Мониторинг ХОО осуществляется собственником или эксплуатирующей ХОО организацией и организациями, уполномоченными на проведение указанного мониторинга.
4.4. Методы прогнозирования последствий аварий на ХОО. Перечень исходных данных, правила оценки, алгоритмы прогноза и оценки достоверности, перечень выходных данных должны соответствовать требованиям ГОСТ 22.1.01.
4.5. Все требования, связанные с организацией, проведением и техническим обеспечением мониторинга, должны учитываться при проектировании ХОО, уточняться в ходе эксплуатации и заноситься в нормативную техническую документацию.
4.6. Разработка сценариев возникновения, развития чрезвычайных ситуаций, а также прогнозирование их последствий осуществляется организацией, проектирующей ХОО, и органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Организация, эксплуатирующая ХОО, при замене оборудования или изменении технологии работ с АХОВ должна уточнять результаты прогноза.

5. Общие требования к системе мониторинга
химически опасных объектов

5.1. Мониторинг ХОО осуществляется постоянно с установленной периодичностью в соответствии с программой наблюдений и ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 17.2.4.02, ГОСТ Р 8.589.
5.2. Общие требования к системе мониторинга химически опасных объектов приведены в таблице 1. В случае необходимости эти параметры могут быть дополнены по усмотрению организации, проводящей мониторинг ХОО.

Таблица 1

   -----------T-------------------------T------------T-----------------------¬

¦Объект мо-¦Сведения, необходимые для¦Контролируе-¦Прогнозируемый параметр¦
¦ниторинга ¦ проведения мониторинга ¦мый параметр¦в случае аварии на ХОО ¦
¦ ¦ ¦ ¦ с АХОВ ¦
+----------+-------------------------+------------+-----------------------+
¦Химически ¦Общее количество АХОВ на ¦В соответ- ¦Время испарения АХОВ в ¦
¦опасный ¦объекте, т; ¦ствии с 4.2 ¦районе аварии с поверх-¦
¦объект и ¦количество АХОВ в каждой ¦ ¦ности земли, мин., ч, ¦
¦его место-¦емкости, т; ¦ ¦сут.; ¦
¦расположе-¦высота обваловки поддона,¦ ¦время химического зара-¦
¦ние ¦м; ¦ ¦жения воздуха в зонах ¦
¦ ¦расположение емкостей на ¦ ¦распространения АХОВ на¦
¦ ¦территории объекта; ¦ ¦различных удалениях от ¦
¦ ¦места допустимых коли- ¦ ¦района аварии, мин., ч,¦
¦ ¦честв выбросов АХОВ в ат-¦ ¦сут.; ¦
¦ ¦мосферу или сбросов в во-¦ ¦количество пораженных ¦
¦ ¦доем; ¦ ¦от первичного облака, ¦
¦ ¦места захоронения твердых¦ ¦чел.; ¦
¦ ¦токсичных отходов на тер-¦ ¦количество пораженных ¦
¦ ¦ритории объекта; ¦ ¦от вторичного облака, ¦
¦ ¦характеристика застройки ¦ ¦чел.; ¦
¦ ¦и местности, на которой ¦ ¦общее количество пора- ¦
¦ ¦расположен ХОО (город- ¦ ¦женных, чел.; ¦
¦ ¦ская, сельская, местность¦ ¦структура пораженных; ¦
¦ ¦равнинная, лесистая, хол-¦ ¦количество пораженной ¦
¦ ¦мистая и т.д.); ¦ ¦техники, требующей про-¦
¦ ¦вид растительности на ¦ ¦ведения специальной об-¦
¦ ¦местности (трава, лес, ¦ ¦работки, ед.; ¦
¦ ¦кустарник и т.д.); ¦ ¦объем (количество), со-¦
¦ ¦размеры и границы терри- ¦ ¦став растворов для ¦
¦ ¦тории ХОО и санитарно-за-¦ ¦обеззараживания местно-¦
¦ ¦щитной и/или охранной ¦ ¦сти; ¦
¦ ¦зон, м; ¦ ¦количество сил и ¦
¦ ¦перечень организаций, ¦ ¦средств, необходимых ¦
¦ ¦проводящих мониторинг ¦ ¦для проведения аварий- ¦
¦ ¦близлежащих ХОО ¦ ¦но-спасательных работ ¦
¦ ¦ ¦ ¦при ликвидации аварий ¦
¦ ¦ ¦ ¦на ХОО; ¦
¦ ¦ ¦ ¦размер ущерба окружа- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ющей среде ¦
+----------+-------------------------+------------+-----------------------+
¦Аварийно- ¦Физико-химические харак- ¦Концентрация¦Количество пораженных, ¦
¦химически ¦теристики АХОВ: ¦АХОВ в воз- ¦чел.; ¦
¦опасное ¦наименование; ¦духе, мг/ ¦структура пораженных; ¦
¦вещество ¦температура плавления и ¦куб. дм; во-¦количество зараженной ¦
¦ ¦кипения; ¦де, мг/куб. ¦техники, ед.; ¦
¦ ¦относительная плотность ¦дм; почве, ¦площадь заражения, кв. ¦
¦ ¦по воздуху; ¦мг/кг; ¦км ¦
¦ ¦растворимость в воде и ¦плотность ¦ ¦
¦ ¦растворителях, в том чи- ¦заражения ¦ ¦
¦ ¦сле используемых на ХОО в¦местности и ¦ ¦
¦ ¦технологических процес- ¦объектов, ¦ ¦
¦ ¦сах; ¦г/кв. м ¦ ¦
¦ ¦взрыво-, пожароопасность ¦ ¦ ¦
¦ ¦(температура вспышки и ¦ ¦ ¦
¦ ¦самовоспламенения, кон- ¦ ¦ ¦
¦ ¦центрационные пределы ¦ ¦ ¦
¦ ¦взрываемости, условия, ¦ ¦ ¦
¦ ¦при которых возможен ¦ ¦ ¦
¦ ¦взрыв или самовоспламене-¦ ¦ ¦
¦ ¦ние); ¦ ¦ ¦
¦ ¦коррозионная активность. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Токсические свойства ¦ ¦ ¦
¦ ¦АХОВ: ¦ ¦ ¦
¦ ¦класс опасности, опреде- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ляемый по ГОСТ 12.1.005; ¦ ¦ ¦
¦ ¦общий характер действия ¦ ¦ ¦
¦ ¦на человека, животных, ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыб, растения; ¦ ¦ ¦
¦ ¦признаки поражения людей,¦ ¦ ¦
¦ ¦животных, рыб, растений; ¦ ¦ ¦
¦ ¦предельно допустимые кон-¦ ¦ ¦
¦ ¦центрации в атмосферном ¦ ¦ ¦
¦ ¦воздухе (рабочей зоны, ¦ ¦ ¦
¦ ¦среднесуточная, макси- ¦ ¦ ¦
¦ ¦мальная разовая); ¦ ¦ ¦
¦ ¦средние смертельные кон- ¦ ¦ ¦
¦ ¦центрации АХОВ для раз- ¦ ¦ ¦
¦ ¦личного времени воздей- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ствия; ¦ ¦ ¦
¦ ¦значения токсодоз: поро- ¦ ¦ ¦
¦ ¦говой, смертельной; ¦ ¦ ¦
¦ ¦данные о методах обезза- ¦ ¦ ¦
¦ ¦раживания АХОВ; ¦ ¦ ¦
¦ ¦меры оказания первой и ¦ ¦ ¦
¦ ¦доврачебной помощи при ¦ ¦ ¦
¦ ¦поражениях АХОВ ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------+------------+-----------------------+
¦Технологи-¦Коррозионная стойкость ¦- ¦Возможность возникнове-¦
¦ческие ем-¦материалов, из которых ¦ ¦ния аварии с АХОВ на ¦
¦кости с ¦изготовлены емкости для ¦ ¦ХОО ¦
¦АХОВ, тех-¦размещения АХОВ; ¦ ¦ ¦
¦нологиче- ¦анализ причин и послед- ¦ ¦ ¦
¦ский рег- ¦ствий аварий с АХОВ; ¦ ¦ ¦
¦ламент, ¦время и причины проведе- ¦ ¦ ¦
¦определяю-¦ния аварийных работ с ем-¦ ¦ ¦
¦щий работу¦костями для АХОВ; ¦ ¦ ¦
¦с АХОВ ¦сроки, объемы, качество и¦ ¦ ¦
¦ ¦полнота проведения регла-¦ ¦ ¦
¦ ¦ментных, планово-преду- ¦ ¦ ¦
¦ ¦предительных и других ви-¦ ¦ ¦
¦ ¦дов работ с емкостями для¦ ¦ ¦
¦ ¦АХОВ ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------+------------+-----------------------+
¦Метеороло-¦В режиме реального време-¦Скорость ¦Продолжительность пора-¦
¦гические ¦ни и месячном прогнозе: ¦ветра, м/с; ¦жающего действия АХОВ, ¦
¦условия в ¦скорость приземного ветра¦температура ¦ч; ¦
¦районе ХОО¦на высоте 10 м; ¦воздуха, °C;¦время подхода первично-¦
¦ ¦температура воздуха на ¦степень вер-¦го и/или вторичного об-¦
¦ ¦высоте 10 м; ¦тикальной ¦лака к населенным пунк-¦
¦ ¦степень вертикальной ус- ¦устойчивости¦там, с, ч; ¦
¦ ¦тойчивости воздуха (ин- ¦воздуха ¦концентрация АХОВ по ¦
¦ ¦версия, изотермия, кон- ¦ ¦следу движения первич- ¦
¦ ¦векция); ¦ ¦ного и вторичного обла-¦
¦ ¦сведения о возможных зем-¦ ¦ка, мг/куб. дм ¦
¦ ¦летрясениях, наводнениях,¦ ¦ ¦
¦ ¦других аномальных природ-¦ ¦ ¦
¦ ¦ных явлениях (гололед, ¦ ¦ ¦
¦ ¦шторм, ураган, ливень и ¦ ¦ ¦
¦ ¦т.д.); ¦ ¦ ¦
¦ ¦в долгосрочном прогнозе: ¦ ¦ ¦
¦ ¦роза ветров ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------+------------+-----------------------+
¦Система ¦Тип системы оповещения; ¦Быстродей- ¦Эффективность системы ¦
¦оповещения¦время начала оповещения, ¦ствие, с ¦оповещения, % ¦
¦об аварии ¦мин.; ¦ ¦ ¦
¦на ХОО ¦плотность населения, ¦ ¦ ¦
¦ ¦чел./кв. км; ¦ ¦ ¦
¦ ¦метеоусловия по 5.6 ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------+------------+-----------------------+
¦Защищен- ¦Наличие СИЗ у населения и¦Техническое ¦Количество укрываемых в¦
¦ность на- ¦персонала, компл.; ¦состояние ¦убежищах, чел.; ¦
¦селения и ¦наличие убежищ и количе- ¦СИЗ; ¦Количество пораженных, ¦
¦персонала ¦ство укрываемых, чел. ¦умение ис- ¦чел. ¦
¦объекта ¦ ¦пользовать ¦ ¦
¦ ¦ ¦СИЗ и убежи-¦ ¦
¦ ¦ ¦ща; ¦ ¦
¦ ¦ ¦время выдачи¦ ¦
¦ ¦ ¦СИЗ населе- ¦ ¦
¦ ¦ ¦нию, мин.; ¦ ¦
¦ ¦ ¦подготовлен-¦ ¦
¦ ¦ ¦ность убежищ¦ ¦
¦ ¦ ¦к приему ук-¦ ¦
¦ ¦ ¦рываемых ¦ ¦
+----------+-------------------------+------------+-----------------------+
¦Система ¦Наличие и качественное ¦Работоспо- ¦- ¦
¦наблюдения¦состояние приборов хими- ¦собность и ¦ ¦
¦и контроля¦ческой разведки и контро-¦чувствитель-¦ ¦
¦за химиче-¦ля; ¦ность прибо-¦ ¦
¦ской об- ¦наличие и работоспособ- ¦ров и систем¦ ¦
¦становкой ¦ность систем контроля за ¦контроля ¦ ¦
¦ ¦химической обстановкой на¦ ¦ ¦
¦ ¦ХОО ¦ ¦ ¦
+----------+-------------------------+------------+-----------------------+
¦Силы и ¦Укомплектованность личным¦Подготовлен-¦Время ликвидации по- ¦
¦средства ¦составом; ¦ность лично-¦следствий аварии на ¦
¦для прове-¦подготовленность личного ¦го состава и¦ХОО, ч, сут. ¦
¦дения ава-¦состава; ¦техники к ¦ ¦
¦рийно-спа-¦наличие техники, необхо- ¦ликвидации ¦ ¦
¦сательных ¦димой для проведения ра- ¦последствий ¦ ¦
¦работ ¦бот ¦аварии на ¦ ¦
¦ ¦ ¦ХОО ¦ ¦
L----------+-------------------------+------------+------------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru