Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






klimatauto.ru / Прочее


"Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: 051200 Композиция. Квалификации: композитор, преподаватель. Регистрационный № 599 ИСК/СП"
(утв. Минобразованием РФ 02.06.2003)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание
Фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ, изменившего понятие и структуру государственного образовательного стандарта, а также изданием Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 142, в соответствии с которыми утверждаются новые образовательные стандарты.



Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
2 июня 2003 года

Номер государственной
регистрации
599 иск/сп

Вводится
с момента утверждения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051200 КОМПОЗИЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ: КОМПОЗИТОР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

1. Общая характеристика специальности
051200 Композиция

1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию от 24.01.2002 № 181.
1.2. Квалификация выпускников по специальности 051200 Композиция - композитор, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Специалист может заниматься профессиональной деятельностью по созданию музыкальных произведений в разных формах и жанрах, а также работать во всех областях практической деятельности специалистов данного профиля. Специалист может применить на практике свои знания и умения в качестве преподавателя композиции и комплекса музыкально-теоретических дисциплин в профессиональных музыкальных учебных заведениях.
1.4. Возможности продолжения образования специалиста, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 051200 Композиция.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности: сочинение (композиция) - представление письменных работ и коллоквиум, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно), фортепиано.

3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки выпускников
по специальности 051200 Композиция

3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины - стандартом не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в цикле ОПД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки выпускников по специальности
051200 композиция

   ---------T----------------------------------------------T--------¬

¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых слово- ¦ ¦
¦ ¦сочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие комму- ¦ ¦
¦ ¦никацию общего характера без искажения смысла ¦ ¦
¦ ¦при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь. Диалогическая и монологичес-¦ ¦
¦ ¦кая речь с использованием наиболее употреби- ¦ ¦
¦ ¦тельных и относительно простых лексико-грам- ¦ ¦
¦ ¦матических средств в основных коммуникативных ¦ ¦
¦ ¦ситуациях неофициального и официального обще- ¦ ¦
¦ ¦ния. Основы публичной речи (устное сообщение, ¦ ¦
¦ ¦доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической ¦ ¦
¦ ¦и монологической речи в сфере бытовой ¦ ¦
¦ ¦и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма. ¦ ¦
¦ ¦Содержание данной дисциплины реализуется также¦ ¦
¦ ¦в отдельных дисциплинах специального цикла ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие ¦ ¦
¦ ¦и классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее ¦ ¦
¦ ¦и особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациона-¦ ¦
¦ ¦льного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская ¦ ¦
¦ ¦война и интервенция, их результаты и последст-¦ ¦
¦ ¦вия. Российская эмиграция. Социально-эконо- ¦ ¦
¦ ¦мическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е годы. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е годы. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период Второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного¦ ¦
¦ ¦переворота в 1991 г. и ее провал. Распад СССР.¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентич- ¦ ¦
¦ ¦ность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и за-¦ ¦
¦ ¦падные типы культур. Специфические и "середин-¦ ¦
¦ ¦ные" культуры. Локальные культуры. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение ¦ ¦
¦ ¦и особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политичес- ¦ ¦
¦ ¦кие конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физичес- ¦ ¦
¦ ¦кие и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ответст- ¦ ¦
¦ ¦венность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и администра- ¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интел- ¦ ¦
¦ ¦лект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная ¦ ¦
¦ ¦система России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения.¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодей- ¦ ¦
¦ ¦ствия и социокультурная среда воспитания и ¦ ¦
¦ ¦развития личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая форма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, коммуника- ¦ ¦
¦ ¦тивные, этические аспекты устной и письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. ¦ ¦
¦ ¦Приемы унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально-¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль рас- ¦ ¦
¦ ¦порядительных документов. Язык и стиль ком- ¦ ¦
¦ ¦мерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама ¦ ¦
¦ ¦в деловой речи. Правила оформления документов.¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документах. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: вы-¦ ¦
¦ ¦бор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. Культура речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные направления совершенствования ¦ ¦
¦ ¦навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологические ¦ ¦
¦ ¦теории. Современные социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Русская социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллек- ¦ ¦
¦ ¦тивы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии ¦ ¦
¦ ¦в культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистичес-¦ ¦
¦ ¦кие концепции бытия, самоорганизация бытия. ¦ ¦
¦ ¦Понятие материального и идеального. Простран- ¦ ¦
¦ ¦ство. Время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические ¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности. Научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы; свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности ¦ ¦
¦ ¦и их роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество и практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦
¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. Действитель- ¦ ¦
¦ ¦ность, мышление, логика и язык. Научное и не- ¦ ¦
¦ ¦научное знание. Критерии научности. Структура ¦ ¦
¦ ¦научного познания, его методы и формы. Рост ¦ ¦
¦ ¦научного знания. Научные революции и смены ¦ ¦
¦ ¦типов рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций ¦ ¦
¦ ¦и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические сис- ¦ ¦
¦ ¦темы. Основные этапы развития экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Фактор спроса. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной производи-¦ ¦
¦ ¦тельности. Эффект масштаба. Виды издержек. ¦ ¦
¦ ¦Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации¦ ¦
¦ ¦прибыли. Предложение совершенно конкурентной ¦ ¦
¦ ¦фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных ¦ ¦
¦ ¦рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополис-¦ ¦
¦ ¦тическая конкуренция. Олигополия. Антимоно- ¦ ¦
¦ ¦польное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благо- ¦ ¦
¦ ¦состояние. Распределение доходов. Неравенство.¦ ¦
¦ ¦Внешние эффекты и общественные блага. Роль ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление ¦ ¦
¦ ¦и сбережения. Инвестиции. Государственные ¦ ¦
¦ ¦расходы и налоги. Эффект мультипликатора. ¦ ¦
¦ ¦Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Равновесие на денежном рынке. ¦ ¦
¦ ¦Денежный мультипликатор. Банковская система. ¦ ¦
¦ ¦Денежно-кредитная политика. Экономический ¦ ¦
¦ ¦рост и развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин ¦2540 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2140 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.01¦Музыкальная информатика ¦ ¦
¦ ¦Предмет музыкальной информатики. Средства ¦ ¦
¦ ¦и методы информатики для музыкантов как ¦ ¦
¦ ¦современной технологической базы всех видов ¦ ¦
¦ ¦музыкальной профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Компьютер и композитор. Возможности компьютер-¦ ¦
¦ ¦ного моделирования исполнения музыки. Ком- ¦ ¦
¦ ¦пьютер в музыкальном образовании. Компьютер ¦ ¦
¦ ¦в музыковедческих исследованиях. Связь с ¦ ¦
¦ ¦традиционными дисциплинами - сольфеджио, ¦ ¦
¦ ¦гармонией, полифонией, инструментовкой, ¦ ¦
¦ ¦чтением партитур. ¦ ¦
¦ ¦Устройство музыкального компьютера. Музыкаль- ¦ ¦
¦ ¦ные данные. Изучение основ MIDI-технологии как¦ ¦
¦ ¦общепринятого стандарта и формата музыкальных ¦ ¦
¦ ¦данных. MIDI, SMF и GM. Взаимодействие аудио- ¦ ¦
¦ ¦и MIDI технологий. ¦ ¦
¦ ¦Музыкальное программное обеспечение. MIDI- ¦ ¦
¦ ¦секвенсор. Редакторы звука. Редакторы тембра ¦ ¦
¦ ¦электронного инструмента. Системы мультимедиа.¦ ¦
¦ ¦Нотно-издательские системы. Практическое ¦ ¦
¦ ¦освоение музыкально-интеллектуального ¦ ¦
¦ ¦инструментария: компьютерный нотный набор ¦ ¦
¦ ¦и редактирование, инструментовка и аранжировка¦ ¦
¦ ¦с помощью программных секвенсоров, конвертиро-¦ ¦
¦ ¦вание файлов из секвенсора в нотный редактор ¦ ¦
¦ ¦и обратно. Интернет для музыканта ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.02¦Эстетика ¦ ¦
¦ ¦Сущность эстетического; основные категории ¦ ¦
¦ ¦эстетики, их роль в интеллектуально-практичес-¦ ¦
¦ ¦кой деятельности людей; эстетическое сознание ¦ ¦
¦ ¦и его структура; основные сферы эстетической ¦ ¦
¦ ¦деятельности (бытовая, производственная, ¦ ¦
¦ ¦профессионально-художественная); эстетические ¦ ¦
¦ ¦основы искусства и его отдельных видов; худо- ¦ ¦
¦ ¦жественный образ как интегральная структура ¦ ¦
¦ ¦искусства; проблема художественного восприя- ¦ ¦
¦ ¦тия; эстетическая культура общества и личности¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.03¦История искусства ¦ ¦
¦ ¦Искусство Древнего мира, Средневековья, ¦ ¦
¦ ¦Ренессанса и Нового времени; мировое искусство¦ ¦
¦ ¦XIX - XX века: направления и стили. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы развития русского искусства. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦и перспективы развития современной художест- ¦ ¦
¦ ¦венной культуры. Охрана и использование ¦ ¦
¦ ¦памятников искусства ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.04¦История музыки (зарубежной, отечественной) ¦ ¦
¦ ¦Комплексный подход к исторической типологии ¦ ¦
¦ ¦музыкальной деятельности: фольклор, популярная¦ ¦
¦ ¦музыка, профессионализм устной традиции, ¦ ¦
¦ ¦опусная (композиторская) музыка, авангард и ¦ ¦
¦ ¦неоавангард как особый онтологический феномен ¦ ¦
¦ ¦в музыкальной культуре. Музыкальное искусство ¦ ¦
¦ ¦древности (Египет, Китай, Греция); античность ¦ ¦
¦ ¦и музыка, музыкальный эпос. Музыка Средневеко-¦ ¦
¦ ¦вья (музыка и церковь, светские жанры, музыка ¦ ¦
¦ ¦и средневековый театр). Музыка в эпоху ¦ ¦
¦ ¦Возрождения, главные тенденции - разнообразие ¦ ¦
¦ ¦в отражении мира, гармоничность элементов ¦ ¦
¦ ¦музыкальной речи, начало нотопечатания. Новое ¦ ¦
¦ ¦время и музыка - развитие музыкального театра,¦ ¦
¦ ¦опера, концертная жизнь, творческие школы. ¦ ¦
¦ ¦Музыка в эпоху Просвещения - философские идеи ¦ ¦
¦ ¦и музыка, музыка и общественно-политические ¦ ¦
¦ ¦движения, музыкально-педагогические воззрения,¦ ¦
¦ ¦теории, руководства, музыкальное образование ¦ ¦
¦ ¦накануне французской революции. Западноевро- ¦ ¦
¦ ¦пейская музыка и музыкальная культура России ¦ ¦
¦ ¦XIX века, влияние французской революции на ¦ ¦
¦ ¦развитие музыкального искусства, стилевые ¦ ¦
¦ ¦особенности музыки XIX века. Противоречия ¦ ¦
¦ ¦эпохи и музыкальная культура XX века, роль ¦ ¦
¦ ¦музыки в общественном движении, проблемы и ¦ ¦
¦ ¦тенденции развития музыкального искусства, ¦ ¦
¦ ¦разнообразие музыкальных стилей XX века. ¦ ¦
¦ ¦Творчество композиторов России и Запада в ¦ ¦
¦ ¦области академической музыки со времен ¦ ¦
¦ ¦окончательного формирования "музыкального" ¦ ¦
¦ ¦авангардизма. Панорама музыки разных направ- ¦ ¦
¦ ¦лений: электронная музыка, постсерийность, ¦ ¦
¦ ¦полистилистика, сонорика, минимализм, ¦ ¦
¦ ¦инструментальный театр и т.д. Знакомство ¦ ¦
¦ ¦с важнейшими трудами по истории музыки ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.05¦Массовая музыкальная культура ¦ ¦
¦ ¦Общая характеристика отечественной и зарубеж- ¦ ¦
¦ ¦ной массовой музыкальной культуры и нонартифи-¦ ¦
¦ ¦циальной музыки. Основы методологии исследова-¦ ¦
¦ ¦ния, теории, классификации, терминологии. ¦ ¦
¦ ¦История и особенности развития, стилистики, ¦ ¦
¦ ¦жанров. Анализ и критика существующих концеп- ¦ ¦
¦ ¦ций. Музыкально-педагогические аспекты. Обзор ¦ ¦
¦ ¦литературы и прессы. ¦ ¦
¦ ¦Виды нонартифициальной музыки: музыка массово-¦ ¦
¦ ¦го быта, популярная музыка, джаз, современная ¦ ¦
¦ ¦поп- и рок-культура, демократический (массо- ¦ ¦
¦ ¦вый) музыкальный театр, массовая музыка как ¦ ¦
¦ ¦специфическое явление советской музыкальной ¦ ¦
¦ ¦культуры, советский джаз, "авторская" песня ¦ ¦
¦ ¦и массовый музыкальный театр, поп- и ¦ ¦
¦ ¦рок-музыка в СССР и постсоветской России ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.06¦История джазовой музыки ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления и развития джаза ¦ ¦
¦ ¦в контексте социально-экономических, ¦ ¦
¦ ¦национально-этнических, художественно- ¦ ¦
¦ ¦эстетических явлений. Специфические джазовые ¦ ¦
¦ ¦приемы (импровизационность, метроритмические ¦ ¦
¦ ¦особенности, свинг, артикуляция, звуковой ¦ ¦
¦ ¦идеал). Основные стилистические разновидности ¦ ¦
¦ ¦джаза, возникавшие в процессе его развития как¦ ¦
¦ ¦в США, так и в странах Европы. Особенности ¦ ¦
¦ ¦развития и стилистики отечественного джаза, ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие с другими видами музыкального ¦ ¦
¦ ¦искусства ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.07¦Музыкальная акустика ¦ ¦
¦ ¦Исторический обзор учений о звуке. Физические ¦ ¦
¦ ¦основы звука и его представления. Натуральная ¦ ¦
¦ ¦и искусственная звуковая среда. Акустические ¦ ¦
¦ ¦основы строения и функционирования музыкальных¦ ¦
¦ ¦инструментов. Основы музыкальной компьютерной ¦ ¦
¦ ¦акустики. Цифровое представление звука. ¦ ¦
¦ ¦Особенности аналогового и цифрового сигнала. ¦ ¦
¦ ¦Программный инструментарий для записи, ¦ ¦
¦ ¦обработки и синтеза звуков. Акустика речи и ¦ ¦
¦ ¦пения. Структура слуховой системы. Механизм ¦ ¦
¦ ¦слухового восприятия. Психоакустические осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности восприятия (пороги слышимости, мас- ¦ ¦
¦ ¦кировка звуков, бинауральность, консонансы и ¦ ¦
¦ ¦диссонансы, нелинейность и т.д.). Музыкально- ¦ ¦
¦ ¦акустические средства выразительности звука: ¦ ¦
¦ ¦высота, громкость, длительность, тембр. Шкалы ¦ ¦
¦ ¦звуковысотные, динамические, временные. Тембр ¦ ¦
¦ ¦как комплексное художественно-выразительное ¦ ¦
¦ ¦средство музыки. Зонная теория слуха Н. ¦ ¦
¦ ¦Гарбузова. Новейшие музыкально-акустические ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.08¦Основы дирижирования ¦ ¦
¦ ¦Практическое освоение навыков дирижерского ¦ ¦
¦ ¦искусства. Усвоение методики исполнительского ¦ ¦
¦ ¦анализа партитур, предшествующего репетицион- ¦ ¦
¦ ¦ной работе. Изучение специальной учебно- ¦ ¦
¦ ¦педагогической литературы по вопросам техники ¦ ¦
¦ ¦дирижирования ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.09¦Народное музыкальное творчество ¦ ¦
¦ ¦Фольклор как особый пласт культуры; ¦ ¦
¦ ¦синкретическая природа фольклора и устная ¦ ¦
¦ ¦форма бытования фольклора; жанрово-стилевая ¦ ¦
¦ ¦система фольклора. Отражение фольклора в ¦ ¦
¦ ¦профессиональном композиторском творчестве ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Ф.10¦Фортепиано ¦ ¦
¦ ¦Развитие профессиональных навыков игры на фор-¦ ¦
¦ ¦тепиано, в том числе позволяющих композитору ¦ ¦
¦ ¦принимать участие в исполнении собственной ¦ ¦
¦ ¦музыки в концертных условиях (аккомпанировать ¦ ¦
¦ ¦солисту, играть в ансамбле). В процессе ¦ ¦
¦ ¦последовательного изучения учебного репертуара¦ ¦
¦ ¦предполагается ознакомление с фортепианным ¦ ¦
¦ ¦наследием широкого круга композиторов различ- ¦ ¦
¦ ¦ных эпох и стилей. Развитие навыков чтения с ¦ ¦
¦ ¦листа ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) ¦200 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.Р.01¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦4360 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦3760 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.01 ¦Сочинение ¦ ¦
¦ ¦Обретение обучающимися зрелого профессиональ- ¦ ¦
¦ ¦ного мастерства на основе природного творчес- ¦ ¦
¦ ¦кого таланта и всесторонней образованности. ¦ ¦
¦ ¦Усвоение традиций русской композиторской школы¦ ¦
¦ ¦и лучших достижений мирового музыкального ¦ ¦
¦ ¦творчества. Выявление собственной стилевой ма-¦ ¦
¦ ¦неры письма в процессе воплощения возрастающих¦ ¦
¦ ¦по трудности творческих заданий; овладение ¦ ¦
¦ ¦многообразными средствами звуковыражения ¦ ¦
¦ ¦современности. Поэтапное практическое освоение¦ ¦
¦ ¦различных областей композиторского творчества ¦ ¦
¦ ¦(инструментальная, вокальная, оркестровая, ¦ ¦
¦ ¦хоровая, электронная музыка, музыка для театра¦ ¦
¦ ¦и т.д.) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.02 ¦Сольфеджио ¦ ¦
¦ ¦Всестороннее развитие музыкального слуха ¦ ¦
¦ ¦посредством таких форм работы, как диктант ¦ ¦
¦ ¦(письменный и устный), слуховой анализ ¦ ¦
¦ ¦развернутых гармонических последовательностей ¦ ¦
¦ ¦и пение по цифровке, сольфеджирование сложных ¦ ¦
¦ ¦интонационно и ритмически мелодий (как ¦ ¦
¦ ¦конструктивных образцов, так и фрагментов из ¦ ¦
¦ ¦музыкальных произведений разного стиля). ¦ ¦
¦ ¦Развитие навыков сольфеджирования с листа (в ¦ ¦
¦ ¦том числе в транспорте), сольфеджирование ме- ¦ ¦
¦ ¦лодий, записанных в разных ключах. Исполнение ¦ ¦
¦ ¦полифонических произведений (фуг, инвенций и ¦ ¦
¦ ¦т.п.) путем сольфеджирования одного из голосов¦ ¦
¦ ¦фактуры с одновременной игрой одного из ¦ ¦
¦ ¦голосов на фортепиано ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.03 ¦Гармония ¦ ¦
¦ ¦Изучение закономерностей доклассической и ¦ ¦
¦ ¦классико-романтической гармонии, практическое ¦ ¦
¦ ¦освоение области современной гармонии и ¦ ¦
¦ ¦связанного с ней арсенала композиторских ¦ ¦
¦ ¦средств. Развитие самостоятельности, новизны ¦ ¦
¦ ¦гармонического (стилевого) мышления студентов-¦ ¦
¦ ¦композиторов на основе знакомства с такими ¦ ¦
¦ ¦явлениями, как неомодальность, додекафония, ¦ ¦
¦ ¦сонористика, микрохроматика и др. ¦ ¦
¦ ¦Практические упражнения на гармонизацию ¦ ¦
¦ ¦заданного голоса; сочинение аккомпанемента к ¦ ¦
¦ ¦мелодии и самостоятельных периодов; построение¦ ¦
¦ ¦на фортепиано всех изучаемых элементов гармо- ¦ ¦
¦ ¦нического языка; игра на фортепиано построений¦ ¦
¦ ¦с предписанным модуляционным планом. Творчес- ¦ ¦
¦ ¦кие задания ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.04 ¦Музыкальная форма ¦ ¦
¦ ¦Изучение фундаментальных закономерностей ¦ ¦
¦ ¦музыкального формообразования на основе опыта ¦ ¦
¦ ¦композиторов разных эпох; представление о ¦ ¦
¦ ¦музыкальной форме как о совокупности худо- ¦ ¦
¦ ¦жественной идеи и всех выразительных средств, ¦ ¦
¦ ¦вовлекаемых для ее воплощения; диалектика ¦ ¦
¦ ¦типичного и индивидуального в музыкальной фор-¦ ¦
¦ ¦ме; категориальные пары: "форма - материал", ¦ ¦
¦ ¦"форма - содержание"; концепции музыкальной ¦ ¦
¦ ¦формы, изложенные в публикациях выдающихся ¦ ¦
¦ ¦современных композиторов (Стравинский, ¦ ¦
¦ ¦Штокхаузен, Булез и др.) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.05 ¦Полифония ¦ ¦
¦ ¦Приобретение теоретических знаний и практичес-¦ ¦
¦ ¦ких навыков письма на основе изучения полифо- ¦ ¦
¦ ¦нической музыки разных стилей и жанров - от ¦ ¦
¦ ¦Средневековья до современности; усвоение ¦ ¦
¦ ¦важнейших закономерностей полифонического мыш-¦ ¦
¦ ¦ления, раскрывающихся как в канонизированных, ¦ ¦
¦ ¦так и в сугубо индивидуальных формах художест-¦ ¦
¦ ¦венного воплощения. Выполнение письменных ¦ ¦
¦ ¦заданий (проработка различных видов техники ¦ ¦
¦ ¦письма и сочинение отдельных полифонических ¦ ¦
¦ ¦форм) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.06 ¦Музыкально-теоретические системы ¦ ¦
¦ ¦Развитие научной мысли о музыке с эпохи ¦ ¦
¦ ¦Античности и до наших дней прослеживается как ¦ ¦
¦ ¦логически закономерное чередование фундамен- ¦ ¦
¦ ¦тальных парадигм, отражаемых в письменных ¦ ¦
¦ ¦источниках разного рода: старинных трактатах, ¦ ¦
¦ ¦руководствах по композиции, школах игры на ¦ ¦
¦ ¦музыкальных инструментах, учебниках по музы- ¦ ¦
¦ ¦кально-теоретическим дисциплинам, специализи- ¦ ¦
¦ ¦рованных исследованиях. Особое внимание уделя-¦ ¦
¦ ¦ется развернутым концепциям, представляющим ¦ ¦
¦ ¦важнейшие вехи в истории отечественного (Б. ¦ ¦
¦ ¦Яворский, Б. Асафьев, Г. Конюс, Н. Гарбузов) и¦ ¦
¦ ¦зарубежного (А.Б. Маркс, Г. Риман, Э. Курт, ¦ ¦
¦ ¦Г. Шенкер) теоретического музыкознания ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.07 ¦Инструментоведение ¦ ¦
¦ ¦Всестороннее изучение тембровых качеств ¦ ¦
¦ ¦и технологических возможностей музыкальных ¦ ¦
¦ ¦инструментов с целью осознанного использования¦ ¦
¦ ¦их в собственном композиторском творчестве. ¦ ¦
¦ ¦Знакомство с основами исполнительской техники ¦ ¦
¦ ¦на струнных, духовых и ударно-колористических ¦ ¦
¦ ¦инструментах; знание штрихов, аппликатуры, ¦ ¦
¦ ¦особых приемов звукоизвлечения ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.08 ¦Инструментовка ¦ ¦
¦ ¦Подготовка студента-композитора к высокопро- ¦ ¦
¦ ¦фессиональному использованию оркестровых ¦ ¦
¦ ¦средств (отдельных инструментов, различных ¦ ¦
¦ ¦тембровых сочетаний, однородных и разнородных ¦ ¦
¦ ¦групп, оркестрового tutti) в собственном ¦ ¦
¦ ¦творчестве. Детальное изучение особенностей ¦ ¦
¦ ¦оркестрового письма композиторов различных ¦ ¦
¦ ¦эпох с уяснением магистральных тенденций раз- ¦ ¦
¦ ¦вития музыкального языка, особенностей нацио- ¦ ¦
¦ ¦нальных школ, индивидуального авторского ¦ ¦
¦ ¦почерка. Изучение различных видов партитурной ¦ ¦
¦ ¦нотации, включая новейшие ("музыкальная ¦ ¦
¦ ¦графика" и др.) ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.09 ¦Чтение оркестровых партитур ¦ ¦
¦ ¦Знакомство с правилами записи партитуры и при-¦ ¦
¦ ¦обретение практических навыков ее озвучивания ¦ ¦
¦ ¦при помощи фортепиано и компьютерных техноло- ¦ ¦
¦ ¦гий. Адекватность выполнения авторского замыс-¦ ¦
¦ ¦ла, соотношение видимого и слышимого, типовое ¦ ¦
¦ ¦и индивидуальное в музыкальном языке и т.п. ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.10 ¦История оркестровых стилей ¦ ¦
¦ ¦Постижение особенностей оркестрового письма, ¦ ¦
¦ ¦связанных с различными историческими этапами ¦ ¦
¦ ¦эволюции музыкального творчества, сменами ¦ ¦
¦ ¦стилевых направлений, развитием и усовершен- ¦ ¦
¦ ¦ствованием музыкальных инструментов. Знание ¦ ¦
¦ ¦основных прототипов современных музыкальных ¦ ¦
¦ ¦инструментов, а также основные инструменты ¦ ¦
¦ ¦прошлых эпох - ныне редко используемые ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.11 ¦Электронная и компьютерная музыка ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления электронной музыки ¦ ¦
¦ ¦в России и за рубежом. Исследования в области ¦ ¦
¦ ¦компьютерной музыки. Научные достижения и ¦ ¦
¦ ¦художественные результаты. Наиболее крупные ¦ ¦
¦ ¦композиторы и деятели в этой области. ¦ ¦
¦ ¦Художественно-выразительные средства компью- ¦ ¦
¦ ¦терной музыки: темброинтонация и тембровая ¦ ¦
¦ ¦модуляция. Локализация звука в пространстве. ¦ ¦
¦ ¦Алгоритмическая композиция и цифровой синтез. ¦ ¦
¦ ¦Художественный синтез звука. ¦ ¦
¦ ¦Электронные музыкальные инструменты и ¦ ¦
¦ ¦аппаратная часть студии компьютерной музыки. ¦ ¦
¦ ¦Практическое освоение методов и программно- ¦ ¦
¦ ¦аппаратных средств компьютерной музыки. Циф- ¦ ¦
¦ ¦ровая запись, преобразования и синтез звука. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерная аранжировка инструментальных ¦ ¦
¦ ¦и вокально-инструментальных произведений ¦ ¦
¦ ¦с использованием технологии MIDI, звукового ¦ ¦
¦ ¦синтеза, сэмплирования и др. Основы интерак- ¦ ¦
¦ ¦тивного музицирования. Компьютерная музыкаль- ¦ ¦
¦ ¦ная композиция с использованием всех основных ¦ ¦
¦ ¦средств цифровой аудиотехнологии ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.12 ¦Основы хорового письма ¦ ¦
¦ ¦Знакомство с основными категориями хороведения¦ ¦
¦ ¦(составы хоров, строй, ансамбль, дыхание, ¦ ¦
¦ ¦фразировка и т.д.), особенностями вокального ¦ ¦
¦ ¦интонирования в хоре и компонентами хорового ¦ ¦
¦ ¦сочинения. ¦ ¦
¦ ¦Практическое освоение основных типов ¦ ¦
¦ ¦классической и современной хоровой фактуры, ¦ ¦
¦ ¦тембровых возможностей различных составов. ¦ ¦
¦ ¦Звук и слово в хоре. Формы хоровой музыки ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.13 ¦Методика преподавания музыкально-теоретических¦ ¦
¦ ¦дисциплин ¦ ¦
¦ ¦Обзор специальной литературы: учебные програм-¦ ¦
¦ ¦мы, экзаменационные требования, методические ¦ ¦
¦ ¦разработки, хрестоматии, учебники и учебные ¦ ¦
¦ ¦пособия. Основы планирования учебного процес- ¦ ¦
¦ ¦са: составление общего календарного плана и ¦ ¦
¦ ¦детальных поурочных планов-конспектов. ¦ ¦
¦ ¦Методика ведения урока, проверки домашнего ¦ ¦
¦ ¦задания, контрольного опроса, экзамена. ¦ ¦
¦ ¦Специфика педагогической работы в группах ¦ ¦
¦ ¦разного возрастного уровня. Использование ¦ ¦
¦ ¦различного иллюстративного материала ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.14 ¦Педагогическая практика ¦ ¦
¦ ¦Педагогическая практика осуществляется под ¦ ¦
¦ ¦руководством опытного педагога-консультанта ¦ ¦
¦ ¦в активных и пассивных формах. По всем видам ¦ ¦
¦ ¦практики вводится отчетность. Важнейшим ¦ ¦
¦ ¦фактором является взаимосвязь методики (тео- ¦ ¦
¦ ¦ретический курс) и педагогической практики, ¦ ¦
¦ ¦в которой должны находить применение знания, ¦ ¦
¦ ¦полученные в курсе лекций по методике ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Ф.15 ¦Профессиональная и педагогическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦Суммирование знаний по вопросам музыкальной ¦ ¦
¦ ¦композиции, истории и теории музыки, ¦ ¦
¦ ¦педагогики, методики преподавания музыкально- ¦ ¦
¦ ¦теоретических дисциплин, знание специальной ¦ ¦
¦ ¦литературы ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦400 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦СД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализации ¦300 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ ¦Всего часов теоретического и практического ¦9450 ¦
¦ ¦обучения ¦часов ¦
L--------+----------------------------------------------+---------


5. Сроки освоения основной образовательной
программы выпускника по специальности
051200 Композиция

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, экзаменационные сессии, - 202 недели (теоретическое обучение - 175 недель, сессии - 27 недель);
итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту теоретической работы и исполнение концертной программы, - не менее 8 недель;
каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее 50 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться вузом на срок до одного года относительно нормативного, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения должен быть не более 30 часов в неделю в среднем за весь период обучения. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по дисциплине "Физическая культура" и занятия по факультативным дисциплинам.
5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.5. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять не менее 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. Требования к разработке и условиям
реализации основной образовательной программы
подготовки выпускника по специальности
051200 Композиция

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки специалиста с присвоением квалификации композитор, преподаватель
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу для подготовки выпускников по специальности 051200 Композиция с присвоением квалификации, указанной в п. 1.2, на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачтено", "не зачтено").
Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическую культуру" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественную историю", "Философию". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла ГСЭ. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
- предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения могут с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в соответствии с профилем специальности;
- устанавливать по согласованию с УМО наименование специализаций, перечень дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля за их освоением студентами;
- решением ученого совета высшее учебное заведение может сокращать срок обучения в высшем учебном заведении лиц, имеющих высшее профессиональное образование различных ступеней, а также лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок. Условия освоения указанными лицами основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки определяет федеральный орган управления образованием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса по специальности 051200 Композиция с присвоением квалификации композитор, преподаватель
6.2.1. Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста должна обеспечиваться квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, достижения в области творчества, исполнительства, педагогики, научно-исследовательской, научно-методической работы.
6.2.2. В целях обеспечения учебного процесса кафедра, осуществляющая подготовку и выпуск студентов по дисциплинам специального цикла, объединяет специалистов по конкретной основной образовательной программе (виду), имеющих стаж работы в вузе, ученые степени и звания, почетные звания в области искусства, звания лауреатов конкурсов, являющихся членами Союза композиторов России. Кафедру возглавляет специалист, имеющий ученую степень и ученое (почетное) звание. Кафедра не может состоять из совместителей: наличие штатных педагогов обязательно. Во вновь открываемых вузах (факультетах) функции специальной кафедры может временно выполнять кафедра, объединяющая преподавателей специальных дисциплин по нескольким основным образовательным программам.
6.3. Требования к учебно-методическому и организационному обеспечению учебного процесса по специальности 051200 Композиция с присвоением квалификации композитор, преподаватель
6.3.1. Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста должна обеспечиваться наличием основной учебной и учебно-методической литературы, методических пособий, справочно-библиографической и научной литературы, периодических изданий, информационных баз данных, необходимых для ведения образовательного процесса по профилю образовательной программы, в соответствии с действующими нормативами обеспеченности вузов учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов.
Необходимо наличие программ учебных дисциплин и учебных практик.
6.3.2. Для реализации образовательной программы подготовки специалиста и содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин высшее учебное заведение должно располагать специальной монографической и нотной литературой (учебно-педагогической, инструктивной, изданиями музыкальных произведений), фондами аудио- и видеоматериалов. Количество имеющихся изданий должно обеспечивать осуществление оптимального учебного процесса.
6.3.3. Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и информационным базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, к методическим пособиям, фондам учебной литературы, наглядным пособиям, аудио-, видео- и мультимедийным материалам.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по специальности 051200 Композиция с присвоением квалификации композитор, преподаватель
6.4.1. Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов аудиторных занятий, предусмотренных примерным учебным планом, творческой и научно-исследовательской работой студентов.
Вуз должен иметь концертный зал (залы) и специализированные аудитории.
6.4.2. Вуз должен располагать библиотекой, фонотекой с фондом аудиозаписей для обеспечения дисциплин циклов ОПД и СД, отделом звукозаписи и воспроизведения с необходимым звукотехническим оборудованием (магнитофоны, проигрыватели пластинок и CD); кабинетом народной музыки с фондом записей песенно-хореографического фольклора.
6.4.3. Вуз должен иметь следующий инструментарий:
- для проведения занятий в классе композиции - два рояля, аудиотехнику и мультимедийный компьютер;
- рояли и пианино в количестве, достаточном для проведения занятий по общему фортепиано с имеющимся контингентом; концертные рояли (не менее двух) в зале (залах).
В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
6.4.4. Для проведения занятий по электронной музыке вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной аудиотехникой, персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением.
6.4.5. Для проведения занятий по музыкальной информатике вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами и MIDI-клавиатурами, соответствующим программным обеспечением.
6.5. Требования к организации практик
6.5.1. Вуз должен располагать базами для всех видов учебной практики.
6.5.2. Практика преподавания специальных дисциплин проводится как активная (студент самостоятельно, под наблюдением педагога-консультанта ведет занятия с прикрепленным к нему учеником в рамках отделения, сектора, студии педпрактики), пассивная (практика наблюдения в классах опытных педагогов), ассистентская (на старших курсах в классах педагогов по специальности). Также могут использоваться другие формы практики, в том числе в виде педагогической работы в музыкальном учебном заведении. Практика осуществляется под руководством опытного педагога-консультанта. По всем формам педагогической практики студентом ведется необходимая документация. Аудиторная и самостоятельная работа студента по всем формам педагогической практики подтверждается отчетом в объеме часов, указанных в учебном плане.
6.5.3. Творческая практика - формирование опыта организации и подготовки авторских концертов. Практика проводится на протяжении всего периода обучения и выполняется в рамках часов самостоятельной работы по дисциплине "сочинение".

7. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 051200 Композиция

7.1. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника
7.1.1. Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен "Профессиональная и педагогическая подготовка", позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста:
Выпускная квалификационная работа проводится в следующей форме:
- исполнение дипломной программы сочинений.
Выпускная квалификационная работа композитора представляет собой сочинение (партитуру и голоса) крупной формы для симфонического оркестра, солистов и симфонического оркестра, хора и симфонического оркестра, а также представление лучших работ, выполненных за период обучения. В выпускной квалификационной работе необходимо продемонстрировать владение формой, темброво-оркестровой драматургией, полифоническим и гетерофонным письмом, фактурами различных типов, методами развития тематического материала.
7.1.3. Требования к государственному экзамену "Профессиональная и педагогическая подготовка":
государственный экзамен представляет собой коллоквиум, включающий вопросы музыкальной композиции, истории и теории музыки, педагогики, методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин, знание специальной литературы.
7.2. Требования к профессиональной подготовленности выпускника
Выпускники по специальности 051200 "Композиция" должны уметь решать задачи, соответствующие их квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
Специалист должен:
знать историю оркестровых стилей, инструменты симфонического, духового, оркестра народных инструментов; музыкально-теоретические и исторические дисциплины в полном объеме учебных курсов; работы, посвященные исследованиям в области изучения истории оркестровых стилей, развитию инструментария; работы, посвященные развитию и творческому применению различных композиторских техник и технологий; работы, связанные с методиками преподавания композиции, инструментовки, чтения партитур, теории музыки, в расчете на различные ступени подготовленности учащихся;
уметь создавать произведения различных жанров: в инструментальной музыке - от миниатюры для инструмента соло, включая народные инструменты, до крупномасштабной симфонии, поэмы, концерта; в вокальной музыке - от романса, песни до развернутого цикла (в сопровождении фортепиано, камерного ансамбля, оркестра) и кантаты для голоса с оркестром; в хоровой музыке - от хора без сопровождения до кантаты для солистов, хора и симфонического (народного, духового) оркестра, оратории и т.п.; музыкально-сценические произведения (опера, балет, оперетта, мюзикл; произведения синтетических жанров); музыку к кино- и телефильмам.

Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области музыкального искусства.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического объединения в области музыкального искусства 10 октября 2002 года (протокол № 4).


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru