Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






klimatauto.ru / Прочее


<Письмо> Минобразования РФ от 22.07.2002 № 30-51-547/16
"Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях"

Официальная публикация в СМИ:
"Официальные документы в образовании", № 27, 2002






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации; главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.
В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за "круглым столом", вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.
Предлагаем примерную наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях.

I. Приоритет семьи в воспитании ребенка

Семья и ее роль в воспитании детей

Воспитательный потенциал семьи.
Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.
Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.
Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
Диалог в семейном общении.
Принципы творческой педагогики в семье.

Уклад жизни в семье

Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
Место традиций в современном семейном укладе.
Этика и эстетика семейного быта.
Возможности воспитания трудом в современной семье.
Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
Искусство создания детского праздника.
Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
Традиция семейного чтения.

II. Семья и школа - партнеры в воспитании ребенка

Школа как открытая социально-педагогическая система.
Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
Модель работы социального педагога с семьей.
Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

III. Здоровый ребенок - здоровое общество

Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.
Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.

IV. Особенности детской и подростковой психологии

Что такое личность? Иерархическое строение личности.
Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
О развитии самосознания у детей и подростков.
Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности.
Нравственный облик и поведение человека.
Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей
за воспитание детей

Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
Правовая и экономическая защита личности ребенка.
Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Примечание. Предложения и материалы из опыта работы по родительскому всеобучу просьба направлять в Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России. Тел. для справок (095) 923-8450, Виноградова Л.И.

Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ





АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

I. Обоснование необходимости педагогической поддержки
современной российской семьи

Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
- супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему "я";
- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи:
- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
- нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
- продолжает снижаться рождаемость: родители все чаше стали видеть в детях обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении последних 10 лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
- растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);
- увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей, социальных сирот.
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
- не имея навыков совместного проживания событий семейной жизни с ребенком, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;
- представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевом развитии и поведении, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
- нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
- духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
- у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.
6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи:
- тема целомудрия, любви, верности очень мало звучит в содержании образовательных программ;
- в учебном плане школ отсутствуют предметы "Духовно-нравственные основы семьи", "Основы нравственности";
- до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения, валеологического образования детей и подростков;
- очень медленно идет процесс преодоления отчуждения образовательных учреждений и семьи, в ряде учреждений работа с родителями сведена к бюрократическим формальностям.
7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
- в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
- массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм, всевозможные искажения в сфере семейных отношений.
Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи. Культ наслаждений и порока, искусственная беззаботность, "психология Диснейленда" с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - все это ожесточенно атакует неокрепшие души.
Очевидно, что приоритет земных интересов над культурно-историческими и духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества. Для России с ее многовековой культурой все это противоестественно и гибельно.
Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством:
- восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
- возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций;
- творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;
- формирования в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.
Среди нравственных характеристик семьи, благоприятствующих полноценному семейному воспитанию детей, можно назвать:
- любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами;
- признание супругами семьи и детей подлинными жизненными ценностями;
- признание иерархичности взаимоотношений в семье с учетом интересов, роли и места всех ее членов;
- ведение нравственного образа жизни на основе отечественных духовных традиций;
- взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи;
- общую для членов семьи цель служения близким, обществу, Отечеству;
- желание супругов укреплять семью и стремление дать доброе воспитание детям;
- совместное духовное возрастание всех членов семьи.
Воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах семейного уклада:
- жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой жизни семьи;
- особо ответственном и любовном отношении к воспитанию младенцев и уходу за престарелыми членами семьи;
- использовании в воспитании устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек, предметов быта.

II. Системный подход к решению проблемы педагогического
сопровождения семьи в вопросах воспитания детей

В условиях бедственного положения современной семьи, сложности преодоления кризисных явлений в семейном воспитании не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической поддержке семьи.
Системность подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Можно назвать семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи (названия направлений условны).
I. Содержательное направление, которое включает разработку содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимой педагогической компоненты в практику современного семейного воспитания.
II. Социально-педагогическое направление, которое предполагает реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:
1. Семьям, переживающим разные периоды развития:
- молодежи, готовящейся к вступлению в брак;
- молодым супругам (до рождения ребенка);
- семьям, имеющим ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение;
- родителям детей-дошкольников;
- родителям младших школьников;
- родителям подростков;
- родителям взрослых детей;
- бабушкам и дедушкам.
2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:
- многодетным;
- малоимущим;
- неполным семьям;
- семьям, имеющим детей-инвалидов.
3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.
III. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку последовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению семейного воспитания:
- этап просвещения родителей;
- этап организации совместной деятельности семей.
IV. Направление кадрового обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социокультурному и психолого-педагогическому сопровождению семейного воспитания.
V. Организационно-политическое направление, оценивающее и реализующее возможности разработки государственной семейной политики, включение мер по поддержанию семьи в различные программы федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
В рамках этого направления деятельности в образовательных учреждениях осуществляется разработка программ содействия семейному воспитанию, созвучных содержанию региональных программ развития образования, различных социальных программ, комплексных программ патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
VI. Экономическое направление, которое включает определение объемов и источников финансирования, осуществление финансирования программ педагогической поддержки семьи за счет федерального, регионального бюджетов, благотворительных фондов и контроля за расходом средств.
VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации работ компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодолению кризиса семейного воспитания. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия возрождению духовной и нравственной культуры семьи все существующие службы, работающие с родителями (и семьей в целом) в конкретных образовательных учреждениях, при содействии учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты.

III. Цель и задачи деятельности образовательного учреждения
по педагогическому сопровождению семьи

Целью деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни.
Достижение цели предполагает решение системы задач организационно-управленческого, информационно-просветительского и содержательного характера.
I. Организационно-управленческий блок задач
1. Нормативно-правовое.
2. Финансово-экономическое.
3. Организационное обеспечение развития системы поддержки семейного воспитания.
4. Управление программой образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи.
II. Информационно-просветительский блок задач
1. Ознакомление родителей с содержанием программы поддержки семейного воспитания.
2. Организация системы конкретных мер по просвещению семей в вопросах развития и воспитания детей.
3. Планирование и реализация работы по психолого-педагогическому, медицинскому, культурологическому просвещению и повышению квалификации специалистов образования (а также здравоохранения, культуры и социальной защиты), задействованных в программах педагогического сопровождения семьи.
III. Содержательный блок задач
1. Научно-методическое обеспечение содействия семейному воспитанию.
2. Разработка ценностно-значимого содержания семейного воспитания с учетом социокультурных и культурно-исторических традиций, а также современных проблем и особенностей развития общества.

IV. Общая характеристика содержания работы
по педагогическому сопровождению семейного воспитания

1. Нормативно-правовое обеспечение.
Решение этой задачи предполагает подготовку и принятие законодательных материалов по утверждению программ педагогического сопровождения семейного воспитания на основе постановлений федерального и регионального правительств, документов департаментов образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты.
2. Финансово-экономическое обеспечение.
Программные меры по решению этой задачи включают в себя определение объема и источников финансирования в соответствии с этапами, масштабами и сроками развертывания систематической деятельности по сопровождению семейного воспитания.
В рамках программ педагогического сопровождения семьи системный и плановый характер приобретает финансовая поддержка учреждений, уже занимающихся решением проблем семьи и воспитания детей, охраной отцовства, материнства и детства, социальной поддержкой многодетных и малообеспеченных семей, родителей, имеющих детей-инвалидов, а также социальным обеспечением сирот и детей, оставшихся без надзора родителей. Объектом особого государственного и общественного внимания с целью профилактики детской безнадзорности, правонарушений, воспроизведения несчастного супружества и несчастного детства становятся учреждения социальной поддержки неблагополучного детства: детские дома, приюты, интернаты, детские приемники-распределители.
3. Организационное обеспечение.
Механизмы организации и управления содействием семейному воспитанию определяются официальным статусом программ педагогического сопровождения семьи, опираются на традиционно сложившиеся формы и методы просвещения, педагогической, медицинской, социально-психологической работы с семьей.
4. Информационно-просветительское обеспечение.
Решение этой задачи предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий как на уровне образовательных учреждений, так и на более широком уровне. В число таких мер может войти:
- создание рубрик "Традиции семейного воспитания" в печати, на телевидении, радио с целью ознакомления населения с содержанием программ сопровождения семейного воспитания и ознакомления родителей с отечественными традициями семейного воспитания;
- подготовка видеосюжетов "Традиции воспитания" для показа на местном ТВ;
- выпуск и распространение через образовательные учреждения, а также через детские поликлиники, консультативные центры, объединения по месту жительства печатных материалов для родителей;
- издание листка для семейного чтения "Традиции семейного воспитания";
- открытие сети родительских лекториев, "маминых школ", "семейных гостиных" с привлечением в качестве лекторов авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, представителей духовенства.
Грамотно и четко должна быть сформулирована тематика занятий, чтобы заинтересовать родителей:
- молодых супругов привлекут занятия по оздоровительным программам (подготовке к беременности, родам, уходу за малышом);
- для родителей дошкольников и младших школьников актуальны вопросы создания уклада, стабилизирующего жизнь семьи, устроения семейного досуга, возрождения традиций совместной деятельности взрослых и детей;
- для семей, имеющих детей подросткового и более старшего возраста, целесообразно проведение бесед о проблемах личностного становления в отрочестве и юности, возможности формирования у детей навыков психологической безопасности по отношению к искушениям современной жизни, тактичной родительской помощи подросткам в кризисных ситуациях.
5. Кадровое обеспечение реализации работы.
Сложно надеяться на успешную реализацию программ педагогического сопровождения семьи, если нет достаточно большого числа компетентных, заинтересованных в деле специалистов для обеспечения организации и содержательного наполнения работы с родителями.
Выстраивая систему мероприятий по подготовке различных категорий специалистов к неформальной работе с семьями воспитанников и учащихся, целесообразно предусмотреть:
- проведение серии просветительских семинаров-совещаний для представителей администрации, руководителей учреждений образования, здравоохранения и культуры региона;
- разработку и распространение через учебно-методические центры, систему ИПК информационно-просветительских материалов для различных категорий специалистов;
- подготовку и проведение семинаров и курсов повышения квалификации для различных категорий педагогов (дошкольных работников, учителей начальной школы, учителей-предметников, заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей), деятелей культуры и здравоохранения.
6. Научно-методическое обеспечение.
В задачу научного обеспечения программ входит разработка содержания семейного воспитания с учетом особенностей регионального развития. Прикладное значение имеет подбор и определение степени применимости на уровне конкретного образовательного учреждения существующих программ педагогического сопровождения семьи.
Отметим, что высокую оценку экспертных служб различного уровня имеют программы и методические рекомендации по обучению основам медико-педагогических знаний родителей и будущих родителей: "К здоровой семье через детский сад", "Рождение и воспитание здорового ребенка", разработанные Санкт-Петербургской медицинской академией постдипломного образования (директор программы - Коваленко В.С.).
А также комплекс оздоровительных и педагогических программ "Семейный лад" (разработчик - региональная общественная организация "Семейный клуб родительского опыта "Рождество" (г. Москва).
Для обеспечения научно-методической поддержки работы с семьей возможно создание методических объединений, творческих научно-методических коллективов по доработке программ содействия семейному воспитанию, разработке недостающих программно-методических материалов, осуществлению курирования работы с семьей на базе экспериментальных площадок.
7. Разработка содержания конкретных мер по педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей.
Как уже отмечалось, в реализации программ педагогического сопровождения семей можно выделить два этапа:
1. Просветительский.
2. Организация совместной деятельности семей.
Первый - просветительский этап - помимо открытия семейных лекториев по проблемам развития и воспитания детей предполагает:
- совершенствование содержания воспитания и образования в детских садах, школах, внешкольных учреждениях в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями семьи, семейного воспитания;
- введение в школах, средних специальных и высших учебных заведениях (в рамках регионального или школьного компонента образования) курса "Духовно-нравственные основы семьи", "Основы нравственности", "Основы духовной культуры" с выделением тем и разделов о духовных основах семейной жизни, воспитания детей;
- издание и распространение серии книг "Семейное воспитание", куда войдут:
адресованные родителям классические и современные сочинения педагогов, медиков, психологов, духовных писателей;
произведения классической и современной художественной литературы для совместного семейного чтения;
методические пособия по организации деятельного подхода в семейном воспитании, созданию педагогически целесообразной домашней предметно-бытовой среды, игрового и развивающего пространства;
книги по традиционным видам рукоделия, ведению рачительного семейного хозяйства.
Необходимо отметить, что речь идет именно об отечественной педагогической литературе, так как западная, наводнившая сегодня российский рынок, предназначена для людей с иным мироощущением, иной историей и культурой.
На первом этапе работы с семьями может быть начата:
- деятельность по подготовке и комплектованию подборок аудио- и видеотек для всей семьи из цикла "Семейное воспитание";
- создание библиотечек и книжных лавок педагогической литературы для родителей в образовательных учреждениях, объединениях по месту жительства, семейных клубах;
- распространение лучшего опыта семейного воспитания в средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях, образовательных учреждениях.
Необходимо начать работы по созданию ориентированных на отечественную культурно-историческую традицию служб психолого-педагогического консультирования семьи, способных оказать помощь людям, попавшим в кризисные семейные обстоятельства.
Второй этап работы с родителями - содействие организации совместной деятельности семей - предполагает:
- создание родительских общественных объединений, семейных клубов (на базе образовательных учреждений, а также по месту жительства);
- формирование и развитие системы взаимной помощи семей в воспитании и занятиях с детьми;
- подчеркивание роли отца в воспитании детей посредством организации совместного труда и обучения ремеслу, организация общих дел в образовательных учреждениях, по месту жительства, в семейных объединениях;
- проведение семейных праздников с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей в их подготовке и проведении;
- обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха, летних семейных поселений.

V. Оценка эффективности программ педагогического
сопровождения семейного воспитания

Осуществление программ сопровождения семейного воспитания предполагает:
- снижение остроты проявлений кризиса семьи в муниципалитетах и регионах, укрепление института семьи, возрождение и сохранение лучших отечественных традиций семейного воспитания;
- активизацию педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов по работе с семьей;
- создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания.

VI. Доработка и внедрение программ
педагогического сопровождения семьи в практику
общеобразовательных учреждений

В числе конкретных мер программы педагогического сопровождения семьи предполагается проведение систематической работы по просвещению родителей в вопросах воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и содействию развития семейных отношений на основе российских духовно-нравственных и культурно-исторических традиций.
Решение этих задач станет условием укрепления, нравственного и духовного оздоровления современной семьи, что, в свою очередь, явится основой стабилизации социальной ситуации в стране. Восстановлением приоритетности высших духовных интересов и ценностей над материальными выведет семью на более высокий уровень развития, служения обществу, государству.
Образовательные учреждения: школы, профессионально-технические училища и колледжи, несмотря на реальные трудности социального порядка, все же имеют реальную возможность осуществлять тесный неформальный контакт с семьями учащихся. Важно, чтобы при этом педагоги занимали не внешнюю, критическую позицию по отношению к семье и ребенку, а позицию сопереживания и деятельной помощи.
К тому же отеческие и материнские функции, отчасти осуществляемые самими педагогами в ходе учебно-воспитательного процесса, способны вызвать мощный подъем в душе учащихся, чувство благодарности и признательности со стороны родителей. Хороший педагог, которого дети, подростки и их родители запоминают на всю жизнь, это всегда Учитель и Воспитатель, это всегда Друг, который способен понять, поддержать, наставить и вразумить.
Деятельность школы должна предполагать возможность активного включения родителей в педагогический процесс. Творческий потенциал родительских комитетов следует использовать не только для решения организационных вопросов, но и для распространения полезного опыта семейного воспитания, для развития кругозора учащихся и приобщения их к культурной и общественной жизни, изучения истории страны и города, профориентации и осознанного выбора профессии, организации летних семейных поселений для труда и отдыха. Важно, чтобы школа поддержала любое начинание родителей, направленное на укрепление внутрисемейных взаимоотношений и заботу о духовно-нравственном воспитании детей. Очевидно, что в результате такого взаимополезного сотрудничества можно повысить положительную мотивацию учащихся на учебную деятельность и успешно готовить их к будущей самостоятельной жизни.

VII. Примерная последовательность разработки и реализации
программ педагогического сопровождения семьи
в общеобразовательном учреждении

При разработке конкретных программ педагогического сопровождения семьи на уровне конкретных образовательных учреждений необходимо учесть рекомендации и опыт школ родительского опыта, семейных клубов, консультационных центров

   -------------------------------T--------------T---------------------------¬

¦ Содержание работы ¦ Исполнители ¦ Результаты деятельности ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦1. Отбор и оценка степени ¦Инициативная ¦Составление рекомендаций по¦
¦применимости на уровне ¦группа педа- ¦внедрению и доработке ¦
¦образовательного учреждения ¦гогов ОУ при ¦существующих программно- ¦
¦программ педагогического ¦участии УМЦ ¦методических материалов по ¦
¦сопровождения семьи ¦ ¦педагогическому сопровож- ¦
¦ ¦ ¦дению семьи ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦2. Формирование и начало дея- ¦Инициативная ¦Осуществление доработки, ¦
¦тельности творческого научно- ¦группа педа- ¦корректировки существующих ¦
¦методического коллектива по ¦гогов, специа-¦программно-методических ¦
¦доработке программ содействия ¦листы УМЦ ¦материалов ¦
¦семейному воспитанию ¦ ¦ ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦3. Начало деятельности по ¦Творческий ¦Содействие созданию комп- ¦
¦разработке недостающих про- ¦научно-мето- ¦лекта программ методиче- ¦
¦граммно-методических материа- ¦дический кол- ¦ского обеспечения ¦
¦лов по оптимизации работы с ¦лектив ¦ ¦
¦родителями и по педагогиче- ¦ ¦ ¦
¦скому сопровождению семьи ¦ ¦ ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦4. Создание базовых и ¦УО, УМЦ ¦Начало работы по апробации ¦
¦экспериментальных площадок в ¦ ¦и внедрению программ содей-¦
¦образовательных учреждениях ¦ ¦ствия семейному воспитанию ¦
¦ ¦ ¦(реализация первого этапа ¦
¦ ¦ ¦программы по работе с ¦
¦ ¦ ¦семьями) ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦5. Проведение серии ¦УМЦ, админи- ¦Содействие началу и ¦
¦консультаций для учителей и ¦страция ОУ, ¦продолжению работы по ¦
¦классных руководителей по ¦творческие ¦внедрению программ ¦
¦работе в рамках программ ¦научно-методи-¦сопровождения семейного ¦
¦педагогического сопровождения ¦ческие коллек-¦воспитания ¦
¦семьи ¦тивы, пригла- ¦ ¦
¦ ¦шенные специа-¦ ¦
¦ ¦листы ¦ ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦6. Организация и проведение ¦УО, УМЦ, руко-¦-"- ¦
¦стажировки педагогов и других ¦водители цент-¦ ¦
¦специалистов на базе центров ¦ров и опытных ¦ ¦
¦по работе с семьей ¦площадок по ¦ ¦
¦ ¦работе с ¦ ¦
¦ ¦семьей ¦ ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦7. Проведение локальных социо-¦Администрация ¦Уточнение представлений об ¦
¦логических исследований в рам-¦образователь- ¦уровне педагогической ком- ¦
¦ках образовательного учрежде- ¦ных учрежде- ¦петентности, педагогических¦
¦ния с целью выявления уровня ¦ний, привле- ¦запросов и потребностей ¦
¦педагогической компетентности ¦ченные специ- ¦родителей ¦
¦и педагогических потребностей ¦алисты ¦ ¦
¦родителей ¦ ¦ ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦8. Проведение отдельных лекций¦Творческие ¦Просвещение семей по вопро-¦
¦и начало регулярной работы ¦группы ¦сам развития и воспитания ¦
¦родительского лектория, ¦педагогов, ¦детей ¦
¦"маминой школы", "семейной ¦родительские ¦ ¦
¦гостиной" ¦комитеты ¦ ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦9. Работа по составлению, ¦УМЦ, издатель-¦Повышение педагогической ¦
¦тиражированию и распростра- ¦ства, фонды ¦компетентности семей в ¦
¦нению серии печатных материа- ¦поддержки ¦вопросах психо-физического ¦
¦лов для родителей под рубрикой¦культурных и ¦развития, нравственного ¦
¦"Традиции семейного воспита- ¦образователь- ¦становления и воспитания ¦
¦ния" ¦ных инициатив ¦детей, помощь в решении ¦
¦ ¦ ¦конкретных проблем ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦10. Подготовка и комплекто- ¦УМЦ, творче- ¦-"- ¦
¦вание подборок аудио- и видео-¦ские объедине-¦ ¦
¦кассет цикла "Семейное воспи- ¦ния педагогов,¦ ¦
¦тание" ¦привлеченные ¦ ¦
¦ ¦специалисты ¦ ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦11. Создание библиотечек и ¦Завучи по вос-¦-"- ¦
¦книжных лавок для родителей в ¦питательной ¦ ¦
¦образовательных учреждениях ¦работе, клас- ¦ ¦
¦ ¦сные руководи-¦ ¦
¦ ¦тели, зав. ¦ ¦
¦ ¦школьными биб-¦ ¦
¦ ¦лиотеками, ро-¦ ¦
¦ ¦дительские ко-¦ ¦
¦ ¦митеты ¦ ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦12. Распространение лучшего ¦СМИ, УМЦ, ¦-"- ¦
¦опыта семейного воспитания ¦педагоги ОУ, ¦ ¦
¦ ¦представители ¦ ¦
¦ ¦родительской ¦ ¦
¦ ¦общественности¦ ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦13. Создание родительских ¦Инициативные ¦Начало осуществления вто- ¦
¦общественных объединений, ¦группы родите-¦рого этапа программы содей-¦
¦семейных клубов ¦лей при содей-¦ствия повышению педагогиче-¦
¦ ¦ствии админи- ¦ской компетентности ¦
¦ ¦страции ОУ ¦родителей ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦14. Систематическое проведение¦Педагоги УО и ¦Осуществление второго ¦
¦совместных трудовых и ¦представители ¦этапа Программы содействия ¦
¦социально-благотворительных ¦родительских ¦семейному воспитанию ¦
¦детско-родительских семейно- ¦объединений ¦ ¦
¦общественных акций ¦ ¦ ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦15. Приведение жизни семейных ¦-"- ¦-"- ¦
¦общественных объединений в ¦ ¦ ¦
¦соответствие с годовым кален- ¦ ¦ ¦
¦дарным кругом. Организация ¦ ¦ ¦
¦школьно-семейных праздников с ¦ ¦ ¦
¦созданием условий для совмест-¦ ¦ ¦
¦ного участия детей и родителей¦ ¦ ¦
¦в их подготовке и проведении ¦ ¦ ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦16. Организация деятельности ¦Творческие пе-¦-"- ¦
¦по обогащению совместного ¦дагоги сов- ¦ ¦
¦досуга родителей и детей ¦местно с пред-¦ ¦
¦экскурсиями, поездками, ¦ставителями ¦ ¦
¦организацией каникулярного ¦родительской ¦ ¦
¦отдыха ¦общественности¦ ¦
¦ ¦при содействии¦ ¦
¦ ¦комитетов по ¦ ¦
¦ ¦работе с моло-¦ ¦
¦ ¦дежью, спорту ¦ ¦
¦ ¦и туризму, ¦ ¦
¦ ¦религиозные ¦ ¦
¦ ¦объединения ¦ ¦
+------------------------------+--------------+---------------------------+
¦17. Создание семейной экс- ¦-"- ¦-"- ¦
¦курсионно-паломнической служ- ¦ ¦ ¦
¦бы, летних семейных поселений ¦ ¦ ¦
L------------------------------+--------------+----------------------------


VIII. Модель разноуровневого взаимодействия семьи и школы
как способ повышения эффективности воспитательного
потенциала образовательного процесса и этапы ее внедрения
в практику общеобразовательных учреждений различного типа

Чтобы спроектировать модель взаимодействия школы и семьи, которая бы способствовала повышению эффективности учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом, необходимо:
1. Разработать прогностическую модель выпускника, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разнообразных вопросов; прежде всего вопросов преемственности воспитания с целью эффективного развития и образования учащихся.
2. Определить уровни, на которых будет реализовываться модель.
3. Определить возможные ее составляющие.
4. Разработать этапы внедрения данной модели в практику образовательного учреждения.
5. Выявить и ранжировать проблемы, определить профессиональные, а также личностные запросы педагогов, родителей, учащихся.
6. Спланировать методическую и научно-исследовательскую деятельность различных звеньев и структур школы по решению проблем и в соответствии с запросами школы и семьи.
7. Разработать систему стимулов этой деятельности.
Проектируя модель процесса взаимодействия школы и семьи, мы исходили из того, что данный процесс должен осуществляться на различных уровнях школьной практики. К сожалению, практика сегодняшнего дня показывает, что в большинстве случаев взаимодействие между школой и семьей развивается однолинейно: между классным воспитателем или руководителем и родителем, группой родителей, родительским коллективом класса, психологами и родителями, социальным педагогом и родителями, администрацией школы и родителями. Необходимо, чтобы процесс взаимодействия строился на основе системных и систематических отношений педагогов и родителей.
Создание модели процесса взаимодействия строится, во-первых, с учетом тех уровней, на которых должна эта модель работать, а во-вторых, с учетом определенных этапов ее реализации. Уровни можно определить следующие:
1. Ученик класса - родитель(и) ученика.
2. Референтная группа учащихся класса - референтная группа родителей этих учащихся.
3. Коллектив класса (актив учащихся) - родительский коллектив класса (родительский комитет класса).
4. Учащиеся целой параллели - родители учащихся, обучающихся в данной параллели.
5. Ученики школы (Совет ученической общественности) - родительский коллектив школы (родительский комитет школы).
Этапы реализации модели определены следующие:
I этап. Разработка проекта модели в образовательно-воспитательном пространстве школы
1. Анализ существующей воспитывающей среды в школе и семье.
2. Определение содержания и методов процесса взаимодействия семьи и школы.
3. Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации данного взаимодействия.
4. Выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах воспитания и образования педагогических кадров и родительской общественности.
II этап. Реализация проекта модели взаимодействия семьи и школы
1. Развитие системы консалтинговой службы школы, в которую включены психологи, социальный работник, медработники, логопед, классные руководители и др.
2. Планирование работы школы по взаимодействию таксономии целей.
3. Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу школы по связям с семьей и родительской общественностью (с учетом специфики каждого учебного заведения).
4. Правовое обеспечение процесса.
III этап. Модель разноуровневого процесса взаимодействия семьи и школы в ходе ее реализации (переход от однолинейности к разноуровневости)
1. Создание диагностических методик и диагностических карт семьи каждого ученика школы.
2. Выбор и апробация образцов технологий работы с семьей (для классного руководителя, для учителя-предметника, для администратора, для психолога, для социолога и т.д.).
3. Разработка индивидуальных программ по взаимодействию с семьями учащихся образовательного учреждения (программно-методический пакет).
Результатом освоения данной модели являются:
- обеспечение социализационно-воспитательных эффектов;
- обеспечение эффектов психического (эмоционального, когнитивного и пр.) развития;
- выведение ребенка из группы риска, нормализация ситуации развития;
- повышение качества усвоения учебного материала и объективизация оценки результатов освоения курсов образовательной программы.
Предлагаемая модель процесса разноуровневого взаимодействия школы и семьи позволяет решить в образовательном учреждении следующие задачи:
- воспитание и развитие личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию и самореализации для подготовки ее к жизни в современном обществе;
- воспитание учащихся в контексте социокультурных традиций, создание и развитие соответствующей эстетической среды в школе, формирование эстетической культуры учащихся;
- коррекция отклонений в психологическом и физическом развитии личности каждого школьника, реализация программы "Здоровье";
- формирование у детей гражданско-патриотического сознания, привлечение их к работе по возрождению и приумножению исторических и нравственных ценностей;
- развитие ученического самоуправления и укрепление классных коллективов;
- рост и развитие научно-методического обеспечения школы, повышение уровня исследовательской деятельности в области воспитания подрастающего поколения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru