Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






klimatauto.ru / Приказ


Приказ Минсельхоза РФ № 619, Минобразования РФ № 2678 от 12.07.2002
"Об "Отраслевой программе развития аграрного образования (на 2002 - 2005 гг. и до 2010 года)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 619

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 2678

ПРИКАЗ
от 12 июля 2002 года

ОБ "ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА 2002 - 2005 ГГ. И ДО 2010 ГОДА)"

В целях дальнейшего совершенствования системы аграрного образования, повышения качества и эффективности подготовки кадров для АПК приказываем:
1. Утвердить "Отраслевую программу развития аграрного образования (на 2002 - 2005 гг. и до 2010 года)".
2. Депобразованию, другим заинтересованным структурным подразделениям Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Управлению начального профессионального образования Министерства образования Российской Федерации совместно с подведомственными образовательными учреждениями начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования осуществить практические меры по реализации "Отраслевой программы развития аграрного образования (на 2002 - 2005 гг. и до 2010 года)".
3. Рекомендовать органам государственного управления АПК и образованием субъектов Российской Федерации совместно с подведомственными образовательными учреждениями начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования разработать региональные программы развития аграрного образования с учетом перспектив развития АПК и местных условий.
4. В целях координации работы по реализации кадровой политики в АПК, осуществления контроля за исполнением "Отраслевой программы развития аграрного образования (на 2002 - 2005 гг. и до 2010 года)" создать Центральный совет по кадровой политике и образованию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Депобразованию в месячный срок подготовить проект Положения о Центральном совете по кадровой политике и образованию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и предложения о его составе для утверждения в установленном порядке.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.К. Долгушкина и первого заместителя Министра образования Российской Федерации А.Ф. Киселева.

Министр сельского хозяйства
Российской Федерации
А.В.ГОРДЕЕВ

Министр образования
Российской Федерации
В.М.ФИЛИППОВ





Утверждена
Приказом
Минсельхоза России
и Минобразования России
от 12 июля 2002 г. № 619/2678

ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА 2002 - 2005 ГГ. И ДО 2010 ГОДА)

1. ПАСПОРТ
"ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА 2002 - 2005 ГГ. И ДО 2010 ГОДА)"

Наименование Отраслевая программа развития аграрного образования (на
Программы 2002 - 2005 гг. и до 2010 года).
Основание Основные направления агропродовольственной политики
для Правительства Российской Федерации на 2001 - 2010 гг.,
разработки Постановление координационного совета и коллегии
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
от 14 ноября 2000 г. № 2-12 "О неотложных мерах по
социальному и кадровому обеспечению АПК", Национальная
доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.,
Концепция модернизации российского образования на период до
2010 г., Федеральная программа развития образования на
2000 - 2005 гг.
Заказчик Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Основные Департамент кадровой политики и образования, Департамент
разработчики науки и технического прогресса, Российский научно-
исследовательский институт по социальным и кадровым
проблемам АПК Минсельхоза России, Управление начального
профессионального образования, Институт развития
профессионального образования Минобразования России,
Россельхозакадемия.
Цель Повышение качества и эффективности профессиональной
Программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
с целью удовлетворения современной потребности в них
агропромышленного комплекса.
Задачи - Оптимизация структуры и повышение уровня подготовки
Программы кадров.
- Создание условий для получения сельской молодежью
профессионального образования.
- Адаптация системы аграрного образования к современным
требованиям АПК.
Сроки 2002 - 2010 гг.
реализации
Исполнители Департамент кадровой политики и образования, Департамент
науки и технического прогресса, РосНИИкадры Минсельхоза
России, Управление начального профессионального образования
Минобразования России, Россельхозакадемия, аграрные
образовательные и научные учреждения.
Ожидаемые Повышение уровня кадрового обеспечения агропромышленного
результаты комплекса и реализация непрерывного образования его
работников.
Система Контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент
контроля за кадровой политики и образования Минсельхоза России,
исполнением Управление начального профессионального образования
Программы Минобразования России, Центральный совет по кадровой
политике и образованию Минсельхоза России.

Список сокращений

Вузы - высшие учебные заведения.
ВАКЗО - Всероссийский аграрный колледж заочного образования.
ГНМЦ - Головной научно-методический центр.
ГОС - Государственный образовательный стандарт.
ИПК - институты повышения квалификации.
ИКС - информационно-консультационная служба.
ИРПО - Институт развития профессионального образования.
НИИ РАСХН - научно-исследовательские институты Российской академии сельскохозяйственных наук.
НМЦ ФО - научно-методические центры федеральных округов.
НПО - начальное профессиональное образование.
СПУ - сельские профессиональные училища.
РИАМА - Российская инженерная академия менеджмента и агробизнеса.
РосАКО АПК - Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.
РосНИИкадры - Российский научно-исследовательский институт по социальным и кадровым проблемам АПК.
СПО - среднее профессиональное образование.
Ссузы - средние специальные учебные заведения.
УМО - учебно-методическое объединение.
УМЦ - учебно-методический центр.
ЦУМК по СПО - Центральный учебно-методический кабинет по среднему профессиональному образованию.

2. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛА
И СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК

Общественно-политические изменения в стране, происходящие с начала 90-х годов, обусловили множество социально-экономических проблем, особенно в сельской местности. Снижение качества, деформация образа жизни сельского населения негативно повлияли на экономическую стабильность агропромышленного комплекса и демографическую ситуацию на селе.
В сельской местности резко снизилась рождаемость, которая не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Для замещения поколений родителей необходим уровень рождаемости, измеряемый суммарным коэффициентом 2,15, сегодня же он составляет на селе 1,26; доминирует однодетная семья, население и трудовые ресурсы стареют, ухудшается здоровье людей.
Остается высоким показатель смертности, который в 1,2 раза выше, чем в городе. Заметна тенденция сокращения продолжительности жизни сельского населения. В послереформенный период она сократилась на 3,3 года и ныне ниже, чем в городе, на 1,8 года. Показатель продолжительности жизни мужского населения отстает от городского в большей мере (на 1,8 года), чем женского (на 1,2 года).
Не произошло улучшения демографической ситуации и в результате миграционного движения. По данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации, за период 1991 - 1999 гг. зарегистрировано 1106,8 тыс. переселенцев и беженцев, из которых в сельской местности поселилось 453,8 тыс. человек (41%). Расселение мигрантов проходило стихийно - в основном в регионы с наиболее благоприятными природно-экономическими условиями и высокой плотностью населения.
Неблагоприятные демографические процессы оказывают существенное влияние на сельский рынок труда. Они все сильнее предопределяют структурные сдвиги в кадровом составе работников сельского хозяйства.
Современная деревня по сравнению с городом имеет худшую структуру социально активного населения и соответственно худшую ситуацию на рынке труда. Доля занятых в общей численности населения в трудоспособном возрасте в сельской местности равна 66% против 71% в городе, а уровень безработицы составляет 12%.
Снижение рождаемости и рост смертности населения приводят к уменьшению количественного состава младших возрастных групп и увеличению состава групп пожилого возраста, что оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию на селе. В процентном соотношении на долю лиц старше трудоспособного возраста среди сельского населения приходится 23%. За последние годы в предпенсионный возраст вступила значительная часть работников массовых профессий, в том числе занятых ручным трудом в растениеводстве, животноводстве и других сферах деятельности. Освобождаемые ими места непривлекательны для молодежи. Наличие в этих отраслях тяжелого физического малоквалифицированного труда усиливает проблемы с кадровым обеспечением.
Из-за ухудшения состояния основных фондов и сокращения затрат на создание необходимых условий по охране труда работников АПК из отрасли ежегодно выбывают 60 тыс. работников с полной или частичной утратой трудоспособности.
За последние 10 лет в силу различных причин произошло сокращение на 2 млн. человек числа занятых в сельскохозяйственном производстве, ухудшился качественный состав кадров, который характеризуется прежде всего снижением уровня образования.
Сельское хозяйство является единственной отраслью, в которой удельный вес кадров с профессиональным образованием за более чем 10-летний период практически не изменился и составляет 41%. При этом более чем в 2 раза уменьшилась численность работников с начальным профессиональным образованием, и в связи с этим произошло существенное ухудшение их качественного состава (наблюдается среди работников животноводства и сельских механизаторов). За последние 10 лет доля механизаторов I и II классов в их общей численности сократилась с 67 до 60%, а рабочих животноводства - с 29 до 22%, среди последних существенно снизилась численность выпускников профессиональных училищ.
Недооценка проблем начального профессионального образования негативно сказывается на пополнении села квалифицированными рабочими кадрами, что отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства. К 2004 г. ожидается сокращение численности сельской молодежи в группе 11 - 15 лет, что существенно осложнит комплектование профессиональных училищ, расположенных в сельской местности.
Неудовлетворительным остается уровень квалификации специалистов на селе. По данным за 2000 г., из 2 млн. специалистов, занятых в сельском хозяйстве, лишь 438 тыс. имели высшее образование, остальные 1607 тыс. - неполное высшее или среднее профессиональное образование, т.е. последних было в 3,6 раза больше. В промышленности подобное превышение составляло 2 раза.
Низок уровень закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве. В 2001 г. трудоустроено в сельскохозяйственные предприятия 16,6 тыс. выпускников аграрных вузов и ссузов, или 21% от их общего выпуска. Несмотря на ежегодную подготовку в аграрных образовательных учреждениях более 100 тыс. специалистов, их численность в сельхозпредприятиях за последние 10 лет уменьшилась на 288 тыс. человек, ухудшается качественный состав кадров. Удельный вес руководителей хозяйств с высшим образованием снизился с 86% в 1991 г. до 70% в 2001-м. В целом по России каждый пятнадцатый руководитель не имеет соответствующего профессионального образования. Доля главных специалистов хозяйств с высшим образованием составляет лишь 53%, что на 9% меньше, чем было в 1991 г. На должностях руководителей среднего звена работает 41 тыс. человек (34%) без соответствующего специального образования. Среди работников хозяйств, которые по занимаемой должности должны быть со специальным образованием, 41 тыс. человек (15%) его не имеет.
Всего в настоящее время 97 тыс. (16%) должностей руководителей и специалистов хозяйств замещены практиками, а 33 тыс. (5%) остаются вакантными. При этом более 200 тыс. специалистов, в том числе 26,4 тыс. с высшим образованием, используются в сельскохозяйственных организациях в качестве рабочих.

3. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Состояние аграрного образования. Важная роль в развитии и повышении эффективности агропромышленного производства принадлежит кадрам.
Квалифицированные рабочие кадры готовят 1043 профессиональных училища и лицея системы Минобразования России, 86 учебно-курсовых комбинатов, а также учреждения среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Минсельхоза России. Выпуск квалифицированных рабочих за последние годы резко сократился. Если в 1991 г. для АПК было подготовлено 228 тыс. молодых рабочих, то в 2001 г. - только 102 тыс. При этом выпуск механизаторских кадров сократился соответственно с 95 до 24 тыс., а животноводов - с 9,6 до 2,4 тыс. человек. Остается низкой закрепляемость рабочих кадров на селе: из 78 тыс. выпускников профессиональных училищ 2001 г. на работу в сельскохозяйственные предприятия прибыли лишь 16 тыс., или 21%.
Подготовку специалистов со средним профессиональным образованием ведут 285 средних специальных учебных заведений Минсельхоза России, расположенных в 72 субъектах Российской Федерации. В них работают более 12 тыс. высококвалифицированных преподавателей, около 1,5 тыс. мастеров производственного обучения и учатся 270 тыс. студентов, в том числе свыше 180 тыс. по очной форме.
За последние пять лет в ссузах введена подготовка по 39 новым специальностям, возрос прием по всем формам обучения с 74 до 99 тыс. человек, выпуск - с 64 до 69 тыс. специалистов. Приоритет при приеме на обучение отдается жителям сельской местности. В 2001 г. 75% принятых на обучение - выпускники сельских школ, более 17% студентов обучаются на условиях целевой контрактной подготовки.
Содержание обучения постоянно корректируется с учетом потребностей АПК. Организована подготовка фермеров, менеджеров, коммерсантов, юристов. Общий прием по этим специальностям составляет 16 тыс. человек, или 22% от общего приема.
Созданы 92 колледжа - образовательных учреждений нового типа, которые используют трехступенчатую систему обучения и готовят рабочих массовых профессий, специалистов с базовым средним профессиональным образованием и повышенным уровнем образования. Свыше 140 средних специальных учебных заведений также ведут подготовку рабочих кадров.
Подготовку специалистов с высшим образованием для организаций АПК и педагогические кадры для образовательных учреждений начального и среднего сельскохозяйственного образования осуществляют 58 высших учебных заведений Минсельхоза России. В них работают более 21 тыс. преподавателей, среди которых 56% имеют ученые степени и звания, 10% - докторов наук, профессоров. Количество обучающихся постоянно растет и в настоящее время составляет около 380 тыс. человек, в том числе 226 тыс. по очной форме.
Прием в вузы за счет средств федерального бюджета за последние пять лет не изменился и составляет около 53 тыс. человек. Однако с учетом приема за счет средств физических и юридических лиц общий прием постоянно растет и в 2001 г. составил почти 90 тыс. человек, в том числе 57 тыс. - по очной форме обучения. Выпуск специалистов за последние пять лет возрос более чем на 15 тыс. человек и в 2001 г. составил 47 тыс. специалистов, в том числе 31 тыс. - по очной форме обучения.
Для обеспечения равных возможностей при поступлении в вузы для сельской молодежи организован целевой прием по договорам с органами управления АПК. В 2001 г. на этой основе в вузы зачислено около 37% студентов, более 60% первокурсников являются выпускниками сельских школ. Постоянно растет количество студентов, обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки. В 2001 г. более 30% первокурсников подписали трехсторонние договоры (студент-вуз-работодатель).
Структура подготовки специалистов с высшим образованием постоянно корректируется, открывается подготовка по востребованным в АПК специальностям, изменяются программы дисциплин в соответствии с требованиями производства. За последние годы в вузах введена подготовка по 22 новым специальностям, доля приема на которые составляет около 17%.
Учебно-производственное обеспечение системы аграрного образования. В систему высшего аграрного образования входят 68 учебно-опытных хозяйств, лесхозов и 1 учебно-опытный молочный завод с общей площадью 323,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В них работают 17,5 тыс. человек, в том числе 2,3 тыс. руководителей и специалистов. Эти хозяйства, как правило, являются передовыми по производственно-экономическим показателям, используют прогрессивные технологии, имеют высокопродуктивный скот, развитую материально-техническую базу, высококвалифицированные кадры. Учебно-опытными хозяйствами ежегодно производится около 200 тыс. т зерна, 100 тыс. т молока, 10 тыс. т мяса, 25 тыс. т картофеля. Урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность сельскохозяйственных животных в учхозах в 1,5 - 2 раза выше среднероссийских показателей. Доля прибыльных учхозов в 2001 г. составила 84%.
Подготовка научно-педагогических кадров по научным специальностям сельскохозяйственного профиля ведется через аспирантуры, функционирующие во всех вузах и НИИ Минсельхоза России и в 99 научно-исследовательских институтах Россельхозакадемии, в которых обучается около 8 тыс. аспирантов. В 22 вузах Минсельхоза России и в 24 НИИ РАСХН открыта докторантура, в которой работают над докторскими диссертациями более 100 человек.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов ведутся в 76 образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, 41 вузе, 140 средних специальных учебных заведениях. Активное включение высших и средних образовательных учреждений в работу по переподготовке и повышению квалификации кадров для АПК свидетельствует о важности и востребованности данного вида образовательных услуг.
Ежегодно повышают свой профессиональный уровень свыше 120 тыс. человек, или около 20% общей численности руководящих работников и специалистов, занятых в агропромышленном производстве.
При этом основное внимание уделяется изучению вопросов рыночной экономики, реформирования сельскохозяйственных предприятий, кооперации, менеджмента, земельной реформы, имущественных отношений, правового обеспечения АПК, налогообложения, бизнес-планирования и кредитования, современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, коммерческой, инновационной и внешнеэкономической деятельности, функционирования оптовых продовольственных рынков, информационно-консультационной службы и др.
Проблемы аграрного образования. Наряду с имеющимися положительными результатами работы в последние годы появилось немало проблем, негативно влияющих на качество профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, кадров массовых профессий, в целом на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса:
- морально устарела и слабо обновляется учебно-материально-техническая база; в образовательных учреждениях практически отсутствует учебная литература и технические средства для использования новых технологий обучения, в том числе дистанционного обучения; недостаточно обеспечен учебный процесс учебно-методическими материалами, учебниками и учебными пособиями;
- ослаблены связи образовательных учреждений с работодателями; профессиональные ассоциации и союзы не оказывают должного влияния на развитие образовательной системы, содержание образовательных программ и качество подготовки специалистов; снижена мотивация руководителей, специалистов и рабочих кадров к повышению квалификации;
- постоянно снижается уровень жизни работников образовательных учреждений; их социальная незащищенность приводит к выбытию из системы молодых высококвалифицированных ученых, преподавателей и мастеров производственного обучения и росту среднего возраста научно-педагогических кадров;
- содержание образования не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым обществом и сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профессиональной компетентности выпускников аграрных образовательных учреждений;
- недостаточно обновляется материально-техническая база учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, отдельные учхозы не отвечают современным требованиям, что отрицательно сказывается на качестве практического обучения студентов и учащихся;
- имеет место диспропорция в объемах подготовки кадров по уровням образования и регионам России;
- выпускники сельских школ не имеют равных возможностей с жителями городов для получения качественного среднего (полного) общего образования, что затрудняет их поступление на учебу в аграрные образовательные учреждения;
- недостаточно финансирование подготовки квалифицированных кадров.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основными направлениями развития аграрного образования являются обеспечение доступности аграрного образования для сельской молодежи, подготовка квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, способных обеспечить эффективное ведение агропромышленного комплекса.
Для выполнения поставленной задачи и достижения более полного удовлетворения запросов агропромышленного производства в квалифицированных кадрах необходимо:
адаптировать систему аграрного образования к современным потребностям агропромышленного производства в современных условиях;
оптимизировать структуру и объем подготовки кадров по уровням образования и регионам России в соответствии с запросами отраслей АПК и территориальных рынков труда;
интегрировать часть средних специальных учебных заведений в состав вузов в качестве их структурных подразделений;
сохранить прием за счет средств федерального бюджета в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования на уровне 2001 г., одновременно сократив прием в указанные учреждения по направлениям и специальностям несельскохозяйственного профиля;
создать систему мониторинга текущей и перспективной потребности в квалифицированных кадрах в разрезе профессий и специальностей, совершенствовать на этой основе формирование государственных заданий учреждениям профессионального образования;
обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального образования; увеличить объемы подготовки рабочих кадров в образовательных учреждениях среднего, высшего и дополнительного аграрного профессионального образования;
способствовать созданию профессиональных училищ и их филиалов, отделений, учебно-консультативных центров в сельских районах с использованием материальной базы и кадров учебно-курсовых комбинатов, крупных сельских общеобразовательных школ и других организаций;
увеличить объемы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих кадров в аграрных образовательных учреждениях всех уровней с учетом периодичности обучения и потребности агропромышленного комплекса.
Постоянно совершенствовать содержание и повышать качество образования через:
укрепление и модернизацию материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, использование глобальной сети Интернет и других локальных информационных сетей, оснащение образовательных учреждений современным оборудованием, приборами, материалами;
повышение профессионального уровня педагогов; усиление поддержки и стимулирования труда работников сферы образования; оказание содействия работникам образовательных учреждений в решении социальных проблем; формирование резерва руководящих кадров образовательных учреждений; приведение структуры подготовки педагогических кадров в соответствие с потребностью;
реализацию нового поколения государственных образовательных стандартов с учетом запросов производства; разработку необходимых учебных планов и программ, подготовку учебников и учебных пособий, в том числе на электронных носителях: применение в учебном процессе современных обучающих технологий;
повышение уровня экономической, правовой, социологической и языковой подготовки специалистов всех профилей;
усиление практической подготовки обучающихся; оптимизацию сети учебных хозяйств и базовых сельхозпредприятий для прохождения практик; содействие финансовому оздоровлению и материально-техническому оснащению учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, внедрению прогрессивных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
активизацию системы профессиональной ориентации сельской молодежи; создание классов профильного обучения и развитие дополнительной довузовской подготовки учащихся сельских школ; развитие целевой контрактной подготовки кадров для агропромышленного комплекса.
Формирование системы непрерывного аграрного образования на основе:
общности образовательных программ всех уровней, а также совершенствования профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников, специалистов и кадров массовых профессий в течение всего периода их трудовой деятельности;
интеграции образовательных учреждений всех уровней (сельских школ, гимназий, профессиональных училищ, лицеев, сельскохозяйственных техникумов, колледжей, высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования), научных, информационных, технологических, производственных и иных учреждений и организаций для реализации образовательных программ различных уровней, повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов в процессе подготовки кадров и проведения научных исследований по приоритетным направлениям;
создания аграрных университетских (академических) комплексов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 676 "Об университетских комплексах" и совместным Приказом Минсельхоза России и РАСХН № 36/2 от 25 января 2002 г. "Об аграрных университетских комплексах" на принципах единства учебного, научного и производственного процессов во взаимосвязи с экономической и социальной сферой, непрерывность образовательного процесса на основе общности образовательных программ различных уровней в целях сокращения сроков их освоения; эффективного организационного, учебно-методического, научного и информационного взаимодействия между всеми структурами, входящими в интеграционное объединение; рационального использования материально-технических ресурсов, а также научных и педагогических кадров; инновационного характера деятельности от проведения фундаментальных и прикладных научных исследований до внедрения результатов в учебный процесс и сельскохозяйственное производство;
поэтапной передачи образовательных учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования, имеющих региональное значение, в ведение субъектов Российской Федерации при условии сохранения на федеральном уровне учреждений, осуществляющих межрегиональную подготовку кадров и выполняющих функции научно-методических центров федеральных округов.
Применение в аграрном образовании современных образовательных и информационных технологий, ориентированных на:
подготовку соответствующего учебно-методического материала на электронных носителях, помещенного в электронную библиотеку, а также на мотивацию преподавателей и студентов к использованию высоких информационных технологий;
организацию системы переподготовки профессорско-педагогических кадров для работы по новым информационным технологиям, подготовку высококвалифицированных специалистов для обслуживания и совершенствования федеральных и отраслевых информационных узлов дистанционного обучения.
Развитие информационно-консультационной службы как составной части системы непрерывного образования, направленной на:
формирование единой Федеральной сети информационно-консультационной службы с Федеральным центром сельскохозяйственного консультирования, осуществляющей координацию деятельности региональных служб, их информационное, методологическое и методическое обеспечение, организацию подготовки и переподготовки кадров для ИКС, разработку проектов законодательных актов, нормативно-правовой и методической документации, реализацию программ по пропаганде деятельности ИКС;
разработку и реализацию широкомасштабной государственной программы обучения сотрудников информационно-консультационным технологиям; создание и функционирование службы ИКС с обязательным изучением зарубежного и отечественного передового опыта их работы;
открытие в ведущих аграрных вузах страны целевой подготовки профессиональных консультантов и специалистов ИКС в рамках магистерских и других программ.
Интеграция аграрного образования в мировую образовательную систему, предусматривающая:
развитие международного сотрудничества в области аграрного образования; совершенствование программ и учебных планов с учетом мирового опыта; разработку учебных пособий и учебников по проблемам мировой экономики, ИКС, новых информационных технологий и систем устойчивого развития сельской местности, мировых экономических и производственных технологий; осуществление технического переоснащения образовательного процесса с одновременным применением новых образовательных технологий; организацию стажировок и обучение российских студентов и аспирантов за рубежом, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в зарубежных вузах и на сельскохозяйственных предприятиях в странах с развитым агропромышленным производством;
организацию практического обучения и переподготовку российских фермеров, специалистов в сфере агробизнеса, маркетинга, менеджмента, современных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, сервисного обслуживания хозяйств, а также бизнес-школ и учебно-выставочных центров;
создание условий выпускникам средних и высших профессиональных учебных заведений для овладения иностранным языком;
организацию прохождения стажировки, обучения и повышения квалификации иностранных граждан в вузах и на сельскохозяйственных предприятиях России в рамках квот, определенных Минобразованием России, и на контрактной основе;
реализацию совместных проектов, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного производства в учебно-опытных, учебно-производственных и базовых хозяйствах;
осуществление продвижения образовательных, консультационных услуг и научно-технических разработок на международный рынок; подготовку рекламно-информационных материалов, учебных и научных публикаций, участие в выставках и ярмарках; поддержку предпринимательской деятельности российских агрообразовательных учреждений в области международного образовательного и научно-технического сотрудничества; осуществление информационной и технической поддержки научной и образовательной деятельности сотрудников и преподавателей российских аграрных образовательных учреждений.
Повышение эффективности и востребованности научно-исследовательской работы вузов за счет:
развития фундаментальных и приоритетных прикладных исследований; усиления координации научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений и научных организаций системы Минсельхоза России и Россельхозакадемии; развития научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы в высших учебных заведениях на принципах единства научного и образовательного процессов; поддержки ведущих ученых и научных школ, способных обеспечить опережающий уровень научных исследований и образования; применения новых эффективных технологий, инновационных механизмов; пропаганды научных знаний и открытий; поддержки предпринимательской деятельности и научно-технической сферы;
участия ученых системы аграрного образования в федеральных целевых, отраслевых, научно-технических, инновационных и других программах, конкурсах, объявляемых Минсельхозом России и другими министерствами и ведомствами, государственными и международными научными фондами;
использования научного потенциала аграрных вузов и научно-исследовательских организаций в совершенствовании послевузовского профессионального образования, развитии новых подходов и инициатив в обучении естественным и техническим наукам; постоянного роста квалификации кадров;
расширения образовательных функций аспирантуры и докторантуры, опережающего развития послевузовского профессионального образования в высших учебных заведениях, имеющих научные школы.
Усиление воспитательных функций системы образования путем:
повышения роли патриотического и нравственного воспитания обучающихся, направленного на сохранение исторической преемственности поколений, развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формирования духовно-нравственных качеств личности, воспитания патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
привития культуры межэтнических отношений, разностороннего развития и формирования творческих способностей молодежи, создания условий для самореализации личности, воспитания у молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, формирования основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни, формирования трудовой мотивации, обучения основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
использования средств массовой информации для освещения достижений коллективов образовательных учреждений в подготовке кадров для АПК.

5. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений - одно из важнейших условий качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Следует отметить, что начиная с 1992 г. имела место тенденция к снижению расходов на образование в общих расходах федерального бюджета. Так, если в 1992 г. доля расходов на образование к общим расходам составляла 5,85%, то к 1998 г. - только 3,45%. И лишь начиная с 1999 г. ситуация начала меняться в лучшую сторону как в целом по образовательной сфере, так и по аграрному образованию в частности.
Финансирование подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждений в последние три года осуществлялось строго в соответствии с утвержденным бюджетом. В 2001 г. образовательные учреждения профинансированы в полном объеме в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств.
За последние три года объем средств федерального бюджета на аграрное образование возрос в 3,6 раза, что позволило в определенной мере решить ряд важных проблем:
увеличить работникам образовательных учреждений заработную плату в среднем в 2,8 раза, ежемесячные доплаты за ученые степени доктора и кандидата наук, размер стипендий студентам;
увеличить расходы на выплату компенсаций за приобретение книгоиздательской продукции;
погасить кредиторскую задолженность прошлых лет за коммунальные услуги и с учетом привлечения средств, полученных образовательными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полностью оплачивать коммунальные услуги и потребление электроэнергии;
вести капитальный ремонт зданий и сооружений;
предусмотреть финансирование ряда расходов, необходимых для обеспечения составляющих учебного процесса, таких как пополнение библиотечного фонда, приобретение оргтехники и другого оборудования.
В федеральном бюджете на 2002 г. предусмотрено увеличение ассигнований на аграрное образование в 1,6 раза, в том числе на повышение заработной платы работникам образовательных учреждений, организацию учебных и производственных практик, оздоровительные мероприятия студентов.
Наряду с федеральными бюджетными средствами источниками формирования имущества и финансирования деятельности аграрных образовательных учреждений являются:
имущество, переданное ему собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации;
средства, получаемые от осуществления платной образовательной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
добровольные пожертвования, спонсорские, благотворительные и другие целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
средства других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Важными элементами формирования экономических механизмов развития аграрного образования, обеспечивающих новые принципы и систему его финансирования, должны стать:
выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;
обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из федерального бюджета, и средств, получаемых образовательными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;
создание условий для привлечения дополнительных средств в аграрные образовательные учреждения, в том числе за счет расширения дополнительных платных образовательных услуг;
создание на базе образовательных учреждений культурно-образовательных, учебно-производственных, медицинско-оздоровительных центров;
поддержка профильного учебного производства образовательных учреждений.
Система аграрного образования должна быть ориентирована не только на госзаказ по подготовке кадров, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы людей, профессиональных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг создает основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Начальное профессиональное образование

   ----T-------------------------------------T-----------T-------------------¬

¦ № ¦ Содержание мероприятия ¦ Срок ¦ Ответственные ¦
¦п/п¦ ¦исполнения,¦ исполнители ¦
¦ ¦ ¦ годы ¦ ¦
+---+-------------------------------------+-----------+-------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+-------------------------------------+-----------+-------------------+
¦1 ¦Продолжить разработку и утверждение ¦2002 - 2003¦Управление ¦
¦ ¦государственных образовательных ¦ ¦начального ¦
¦ ¦стандартов по профессиям ¦ ¦профессионального ¦
¦ ¦агропромышленного производства в ¦ ¦образования (НПО) ¦
¦ ¦соответствии с действующим Перечнем ¦ ¦Минобразования Рос-¦
¦ ¦профессий начального ¦ ¦сии, Депобразования¦
¦ ¦профессионального образования ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦2 ¦Разработать примерные учебные планы и¦2002 - 2005¦Управление НПО ¦
¦ ¦программы по профессиям АПК в ¦ ¦Минобразования Рос-¦
¦ ¦соответствии с государственными ¦ ¦сии, Депобразования¦
¦ ¦образовательными стандартами ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦3 ¦Обобщить опыт работы по организации ¦2002 ¦Управление НПО ¦
¦ ¦практического обучения и производ- ¦ ¦Минобразования ¦
¦ ¦ственной практики учащихся сельских ¦ ¦России, ¦
¦ ¦профтехучилищ в новых экономических ¦ ¦Депобразования ¦
¦ ¦условиях и разработать предложения по¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦ее совершенствованию ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Разработать и осуществить мероприятия¦2002 - 2003¦Депобразования ¦
¦ ¦по повышению квалификации рабочих ¦ ¦Минсельхоза России,¦
¦ ¦кадров на базе аграрных образователь-¦ ¦Управление НПО ¦
¦ ¦ных учреждений среднего, высшего и ¦ ¦Минобразования ¦
¦ ¦дополнительного профессионального ¦ ¦России ¦
¦ ¦образования, расширению подготовки, а¦ ¦ ¦
¦ ¦также использованию их в производстве¦ ¦ ¦
¦5 ¦Подготовить предложения о бюджетном ¦2002 ¦Депобразования, ¦
¦ ¦финансировании подготовки рабочих ¦ ¦Депэкономики ¦
¦ ¦кадров, осуществляемой в учебно- ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦курсовых комбинатах, образовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениях среднего, высшего и ¦ ¦ ¦
¦ ¦дополнительного профессионального ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования Минсельхоза России ¦ ¦ ¦
¦6 ¦Провести мониторинг трудоустройства ¦2002 - 2003¦Депобразования, ¦
¦ ¦выпускников образовательных ¦ ¦РосНИИкадры ¦
¦ ¦учреждений начального профессиональ- ¦ ¦Минсельхоза России,¦
¦ ¦ного образования и разработать ¦ ¦Управление НПО ¦
¦ ¦предложения по закреплению молодых ¦ ¦Минобразования ¦
¦ ¦рабочих кадров на производстве ¦ ¦России ¦
¦7 ¦Разработать предложения и механизм ¦2002 ¦Управление НПО ¦
¦ ¦взаимодействия сельских ¦ ¦Минобразования ¦
¦ ¦профессиональных училищ, органов ¦ ¦России, ¦
¦ ¦государственного управления АПК и ¦ ¦Депобразования ¦
¦ ¦образовательных учреждений субъектов ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦Российской Федерации и работодателей ¦ ¦ ¦
¦ ¦по укреплению учебно-материальной ¦ ¦ ¦
¦ ¦базы, улучшению качественного состава¦ ¦ ¦
¦ ¦преподавателей и мастеров ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственного обучения СПУ ¦ ¦ ¦
¦8 ¦Создать сеть учебных центров для ¦2002 ¦Управление НПО ¦
¦ ¦систематического повышения ¦ ¦Минобразования ¦
¦ ¦квалификации преподавателей и ¦ ¦России, ¦
¦ ¦мастеров производственного обучения ¦ ¦Депобразования ¦
¦ ¦сельских профессиональных училищ и ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦учебно-курсовых комбинатов ¦ ¦ ¦
¦9 ¦Разработать предложения по ¦2002 - 2005¦Управление НПО ¦
¦ ¦взаимовыгодному сотрудничеству ¦ ¦Минобразования ¦
¦ ¦образовательных учреждений начального¦ ¦России, ¦
¦ ¦профессионального образования, ¦ ¦Депобразования ¦
¦ ¦профессиональных ассоциаций и союзов,¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦работодателей в целях улучшения ¦ ¦ ¦
¦ ¦качества подготовки молодых рабочих и¦ ¦ ¦
¦ ¦закрепления их на производстве, ¦ ¦ ¦
¦ ¦адаптации начального профессиональ- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ного образования к условиям рыночной ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономики ¦ ¦ ¦
¦10 ¦Организовать разработку и издание ¦2002 - 2010¦Управление НПО ¦
¦ ¦учебной литературы для подготовки, ¦ ¦Минобразования Рос-¦
¦ ¦переподготовки и повышения ¦ ¦сии, Депобразования¦
¦ ¦квалификации рабочих кадров ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦11 ¦Активизировать работу по ¦Ежегодно ¦Управление НПО ¦
¦ ¦профессиональной ориентации и ¦ ¦Минобразования ¦
¦ ¦трудовому обучению учащихся сельских ¦ ¦России, ¦
¦ ¦общеобразовательных школ в ученичес- ¦ ¦Депобразования ¦
¦ ¦ких производственных бригадах и фер- ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦мах, содействовать проведению слетов ¦ ¦ ¦
¦ ¦и других форм коллективного общения ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------------+-----------+--------------------


Среднее, высшее, послевузовское и дополнительное
профессиональное образование

   ----T-------------------------------------T-----------T-------------------¬

¦ № ¦ Содержание мероприятия ¦ Срок ¦ Ответственные ¦
¦п/п¦ ¦исполнения,¦ исполнители ¦
¦ ¦ ¦ годы ¦ ¦
+---+-------------------------------------+-----------+-------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+-------------------------------------+-----------+-------------------+
¦ Адаптация к потребностям АПК ¦
¦ ¦
¦1 ¦Разработать методику определения ¦2003 ¦Депобразования, ¦
¦ ¦текущей и перспективной потребностей ¦ ¦Депнауки, ¦
¦ ¦АПК в квалифицированных кадрах, ¦ ¦РосНИИкадры ¦
¦ ¦проведения мониторинга их использо- ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦вания и закрепления на производстве ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Оптимизировать структуру и объемы ¦2004 - 2005¦Депобразования ¦
¦ ¦подготовки специалистов для АПК с ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦высшим и средним специальным ¦ ¦ ¦
¦ ¦образованием с учетом потребностей ¦ ¦ ¦
¦ ¦агропромышленного производства ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Развить целевую контрактную форму ¦Постоянно ¦Руководители ¦
¦ ¦подготовки специалистов, проводить ¦ ¦аграрных ¦
¦ ¦работу по профориентации сельской ¦ ¦образовательных ¦
¦ ¦молодежи ¦ ¦учреждений ¦
¦4 ¦Пересмотреть перечень ранее введенных¦2002 - 2003¦Депобразования, УМЦ¦
¦ ¦специализаций по закрепленным за ¦ ¦и ЦУМК по СПО, ¦
¦ ¦Минсельхозом России специальностям с ¦ ¦ВАКЗО Минсельхоза ¦
¦ ¦учетом национально-региональных ¦ ¦России ¦
¦ ¦компонентов ГОС СПО и Классификатора ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальностей ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Создать отраслевой и региональные ¦2002 - 2003¦Депобразования, ¦
¦ ¦центры оценки персонала организаций ¦ ¦РосНИИкадры ¦
¦ ¦агропромышленного комплекса; ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦обеспечить органы управления АПК ¦ ¦ ¦
¦ ¦субъектов РФ и региональные центры ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствующими методическими ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработками по организации и ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведению оценки кадров ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦ Повышение качества подготовки специалистов ¦
¦ ¦
¦6 ¦Провести анализ обеспеченности ¦2002 - 2003¦Депобразования, ¦
¦ ¦образовательных учреждений научно- ¦ ¦Депнауки ¦
¦ ¦педагогическими кадрами и разработать¦ ¦Минсельхоза России,¦
¦ ¦программу оптимизации подготовки ¦ ¦Россельхозакадемия,¦
¦ ¦кадров высшей квалификации через ¦ ¦руководители ¦
¦ ¦аспирантуру и докторантуру ¦ ¦образовательных и ¦
¦ ¦ ¦ ¦научных учреждений ¦
¦7 ¦Разработать программу и механизм ¦2002 - 2003¦Депобразования ¦
¦ ¦формирования резерва руководящих ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦кадров аграрных учебных заведений ¦ ¦ ¦
¦8 ¦Расширить подготовку кадров для ¦Постоянно ¦Депобразования ¦
¦ ¦подведомственных средних специальных ¦ ¦Минсельхоза России,¦
¦ ¦учебных заведений на педагогических ¦ ¦ректоры вузов (по ¦
¦ ¦факультетах ведущих аграрных вузов ¦ ¦списку) ¦
¦9 ¦Организовать систематическое ¦Постоянно ¦Депобразования, ¦
¦ ¦повышение квалификации и профперепод-¦ ¦руководители ¦
¦ ¦готовку научно-педагогических кадров ¦ ¦образовательных ¦
¦ ¦аграрных учебных заведений ¦ ¦учреждений ¦
¦ ¦ ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦10 ¦Разработать концепцию и механизм ¦2003 ¦Депобразования, ¦
¦ ¦функционирования системы инспектиро- ¦ ¦Депправа ¦
¦ ¦вания образовательных учреждений с ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦целью обеспечения контроля за ¦ ¦ ¦
¦ ¦качеством подготовки специалистов, ¦ ¦ ¦
¦ ¦исполнением федерального законода- ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельства в области образования, ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствия образовательного ¦ ¦ ¦
¦ ¦процесса государственным образова- ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельным стандартам, соблюдением ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетной и финансовой дисциплины ¦ ¦ ¦
¦11 ¦Провести анализ действующих ¦2002 - 2003¦Депобразования, УМО¦
¦ ¦государственных образовательных ¦ ¦вузов, ЦУМК по СПО ¦
¦ ¦стандартов высшего и среднего ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦профессионального образования по ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальностям сельскохозяйственного ¦ ¦ ¦
¦ ¦профиля и разработать методические ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекомендации по реализации ГОС ¦ ¦ ¦
¦12 ¦Разработать и ввести в установленном ¦2002 - 2003¦Депобразования, ¦
¦ ¦порядке новое поколение ¦ ¦ЦУМК по СПО, ВАКЗО ¦
¦ ¦государственных образовательных ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦стандартов среднего профессионального¦ ¦ ¦
¦ ¦образования по закрепленным за ¦ ¦ ¦
¦ ¦Минсельхозом России специальностям ¦ ¦ ¦
¦ ¦базового и повышенного уровней ¦ ¦ ¦
¦13 ¦Создать централизованный автоматизи- ¦2002 - 2005¦Депобразования, ¦
¦ ¦рованный фонд государственных ¦ ¦ЦУМК и УМЦ по СПО, ¦
¦ ¦образовательных стандартов среднего и¦ ¦ВАКЗО Минсельхоза ¦
¦ ¦высшего профессионального ¦ ¦России ¦
¦ ¦образования, учебно-программного и ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебно-методического их обеспечения ¦ ¦ ¦
¦14 ¦Разработать перечень рекомендуемой ¦2002 - 2005¦Депобразования, УМО¦
¦ ¦литературы и программу ее издания в ¦ ¦вузов, ЦУМК по СПО ¦
¦ ¦соответствии с новым поколением ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦государственных образовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартов, примерных учебных ¦ ¦ ¦
¦ ¦программ, а также спецификацию ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебного оборудования ¦ ¦ ¦
¦15 ¦Разработать систему обеспечения ¦2002 - 2010¦Депобразования, ¦
¦ ¦аграрных образовательных учреждений ¦ ¦УМО вузов, ЦУМК по ¦
¦ ¦необходимой учебной и методической ¦ ¦СПО, УМЦ, ВАКЗО, ¦
¦ ¦литературой по общепрофессиональным и¦ ¦Ассоциация ¦
¦ ¦специальным дисциплинам ¦ ¦"Агрообразование" ¦
¦ ¦ ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦16 ¦Разработать программу совершенство- ¦2002 - 2003¦Депобразования, УМО¦
¦ ¦вания материально-технической базы ¦ ¦вузов, Ассоциация ¦
¦ ¦учебно-опытных и учебно- ¦ ¦"Агрообразование" ¦
¦ ¦производственных хозяйств в условиях ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦эффективного их использования для ¦ ¦ ¦
¦ ¦практического обучения студентов ¦ ¦ ¦
¦17 ¦Провести эксперимент по реализации ¦2003 - 2010¦Депобразования ¦
¦ ¦интегрированной образовательной ¦ ¦Минсельхоза России,¦
¦ ¦программы последовательного получения¦ ¦Управление НПО ¦
¦ ¦начального, среднего и высшего ¦ ¦Минобразования ¦
¦ ¦профессионального образования с ¦ ¦России ¦
¦ ¦сокращенными сроками обучения ¦ ¦ ¦
¦18 ¦Разработать рекомендации по созданию ¦2002 ¦Депобразования, ¦
¦ ¦аграрных университетских ¦ ¦Депнауки Минсель- ¦
¦ ¦(академических) комплексов ¦ ¦хоза России, РАСХН ¦
¦19 ¦Обобщить опыт работы вузов по под- ¦2002 - 2003¦Депобразования, ¦
¦ ¦готовке кадров для АПК, реализующих ¦ ¦ректоры вузов ¦
¦ ¦образовательные программы разных ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦уровней подготовки, разработать ¦ ¦ ¦
¦ ¦предложения по их совершенствованию ¦ ¦ ¦
¦20 ¦Организовать в базовых образователь- ¦Постоянно ¦Депобразования, ¦
¦ ¦ных учреждениях (подразделениях) ¦ ¦Депнауки, ¦
¦ ¦дополнительного профессионального ¦ ¦РосНИИкадры ¦
¦ ¦образования проведение прикладных ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦исследований по проблемам педагогики ¦ ¦ ¦
¦ ¦и психологии образования взрослых; ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечить эффективное использование ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатов научно-исследовательских ¦ ¦ ¦
¦ ¦работ в деятельности образовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦
¦21 ¦Организовать проведение зарубежных ¦Постоянно ¦Депобразования, ¦
¦ ¦стажировок руководителей и ¦ ¦Депвнешсвязей ¦
¦ ¦преподавателей учреждений аграрного ¦ ¦Минсельхоза России,¦
¦ ¦профессионального образования ¦ ¦руководители аграр-¦
¦ ¦ ¦ ¦ных образовательных¦
¦ ¦ ¦ ¦учреждений ¦
¦22 ¦Разработать систему мер, ¦2002 - 2003¦Депобразования ¦
¦ ¦обеспечивающих овладение выпускниками¦ ¦Минсельхоза России,¦
¦ ¦аграрных вузов и техникумов ¦ ¦руководители аграр-¦
¦ ¦разговорным иностранным языком ¦ ¦ных вузов, техни- ¦
¦ ¦ ¦ ¦кумов и колледжей ¦
¦23 ¦Разработать комплексные перспективные¦2002 - 2005¦Руководители аграр-¦
¦ ¦программы воспитания студентов высших¦ ¦ных образовательных¦
¦ ¦и средних специальных учебных ¦ ¦учреждений высшего ¦
¦ ¦заведений на весь период обучения ¦ ¦и среднего ¦
¦ ¦ ¦ ¦профессионального ¦
¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦24 ¦Разработать новые экономические ¦2002 - 2003¦Депобразования, ¦
¦ ¦модели деятельности образовательных ¦ ¦Депэкономики ¦
¦ ¦учреждений (подразделений) ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦дополнительного профессионального ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования в современных условиях ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦ Развитие базы практического обучения ¦
¦ ¦
¦25 ¦Предусмотреть приоритетное выделение ¦Ежегодно ¦Депэкономики, ¦
¦ ¦образовательным учреждениям и учебно-¦ ¦Депмехэлектро, ¦
¦ ¦опытным хозяйствам средств из ¦ ¦Депживотноводплем, ¦
¦ ¦федерального бюджета для приобретения¦ ¦Депобразования, ¦
¦ ¦на условиях лизинга ¦ ¦РИАМА Минсельхоза ¦
¦ ¦машиностроительной продукции ¦ ¦России ¦
¦26 ¦Предусматривать финансирование ¦Ежегодно ¦Депрастениеводства,¦
¦ ¦расходов на субсидирование закладки и¦ ¦Депэкономики, ¦
¦ ¦ухода за плодовыми, ягодными ¦ ¦Депобразования ¦
¦ ¦(кустарниковыми) насаждениями и ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦виноградниками до начала периода их ¦ ¦ ¦
¦ ¦товарного плодоношения ¦ ¦ ¦
¦27 ¦Включать в приоритетном порядке ¦Ежегодно ¦Депживотноводплем, ¦
¦ ¦учебно-опытные хозяйства, имеющие ¦ ¦Депэкономики, ¦
¦ ¦федеральные лицензии, в перечень ¦ ¦Депобразования ¦
¦ ¦племенных и генофондных хозяйств, ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦дотируемых из федерального бюджета ¦ ¦ ¦
¦28 ¦Выделять учебно-опытным хозяйствам ¦Ежегодно ¦Депсоцразвитие, ¦
¦ ¦бюджетные средства на строительство ¦ ¦Депобразования ¦
¦ ¦внутрихозяйственных газовых сетей ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦29 ¦Учитывать в первоочередном порядке ¦Ежегодно ¦Депэкономики, ¦
¦ ¦потребность учебно-опытных хозяйств в¦ ¦Депрастениеводства,¦
¦ ¦ассигнованиях, выделяемых из ¦ ¦Депживотноводплем, ¦
¦ ¦федерального бюджета на поддержку ¦ ¦Депмелиоводхоз, ¦
¦ ¦сельхозтоваропроизводителей ¦ ¦Депобразования ¦
¦ ¦ ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦30 ¦Принять меры по улучшению ¦Постоянно ¦Депобразования ¦
¦ ¦производственно-экономической ¦ ¦Минсельхоза России,¦
¦ ¦деятельности учебно-опытных хозяйств,¦ ¦Межрегиональная ¦
¦ ¦обеспечить разработку перспективных ¦ ¦ассоциация "Агро- ¦
¦ ¦планов их развития и установить ¦ ¦образование", Совет¦
¦ ¦контроль за их выполнением ¦ ¦директоров учхозов,¦
¦ ¦ ¦ ¦учебно-опытные ¦
¦ ¦ ¦ ¦хозяйства, вузы ¦
¦31 ¦Организовать систематическое ¦Постоянно ¦Депобразования, ¦
¦ ¦повышение квалификации директоров и ¦ ¦Упргоссобствен- ¦
¦ ¦специалистов учхозов и их аттестацию ¦ ¦ность Минсельхоза ¦
¦ ¦в установленном порядке ¦ ¦России, Межрегио- ¦
¦ ¦ ¦ ¦нальная ассоциация ¦
¦ ¦ ¦ ¦"Агрообразование" ¦
¦32 ¦Активизировать работу по включению ¦Постоянно ¦Депобразования, ¦
¦ ¦учхозов в международные проекты и ¦ ¦Депвнешсвязей ¦
¦ ¦программы; способствовать расширению ¦ ¦Минсельхоза России ¦
¦ ¦их прямых связей с зарубежными ¦ ¦ ¦
¦ ¦партнерами ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------------+-----------+--------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru