Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






klimatauto.ru / Приказ


"Руководство по созданию атласов автомобильных дорог субъектов Российской Федерации. Серия: "Автодорожные атласы России". ГКИНП (ОНТА)-14-258-02"
(утв. Приказом Роскартографии от 20.03.2002 № 32-пр)

Официальная публикация в СМИ:
М., Роскартография, 2002






Утверждено
Приказом Федеральной службы
геодезии и картографии России
от 20 марта 2002 г. № 32-пр

Введено в действие
с 1 сентября 2002 года

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ, КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ, НОРМЫ И ПРАВИЛА

РУКОВОДСТВО
ПО СОЗДАНИЮ АТЛАСОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕРИЯ: "АВТОДОРОЖНЫЕ АТЛАСЫ РОССИИ"

ГКИНП (ОНТА)-14-258-02

Обязательно для всех предприятий, организаций и учреждений Федеральной службы геодезии и картографии России, осуществляющих подготовку и выпуск картографических изданий.
Утверждено Федеральной службой геодезии и картографии России № 32-пр от 20 марта 2002 г.
Руководство по созданию атласов автомобильных дорог субъектов Российской Федерации серии: "Автодорожные атласы России" разработано Омской картографической фабрикой Роскартографии, Центральным ордена "Знак Почета" научно-исследовательским институтом геодезии, аэросъемки и картографии им. Ф.Н. Красовского, Управлением картографических работ и географических названий Роскартографии.
Руководство определяет требования к содержанию атласов автомобильных дорог и к выполнению всего комплекса работ при редактировании, составлении, оформлении и подготовке атласов к изданию.
Введено в действие с 1 сентября 2002 г. Приказом Федеральной службы геодезии и картографии России № 32-пр от 20 марта 2002 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Назначение атласов и основные требования к ним

1.1.1. Атласы автомобильных дорог серии: "Автодорожные атласы России" создаются на субъекты или группы субъектов (сложно устроенные) Российской Федерации, кроме городов Москва и Санкт-Петербург.
1.1.2. Атласы автомобильных дорог (далее по тексту - атласы, атлас) предназначены для водителей, дорожных и автотранспортных организаций, туристов. В атласах отражается современное состояние автомобильных дорог, особенности местности картографируемой территории, приводится справочная информация. Атласы используются в качестве путеводителей по автомобильным дорогам, при планировании маршрутов следования и ориентирования во время движения.
1.1.3. Объем атласа зависит от площади картографируемого субъекта Российской Федерации и масштаба(-ов) карты автомобильных дорог и, как правило, не превышает 96 страниц; для субъектов Российской Федерации, имеющих большую площадь или особо густую сеть автомобильных дорог, число страниц в атласах может быть увеличено до 120.
1.1.4. Формат атласов серии - 14 х 25 см.
1.1.5. Обложка - мягкая, вариант переплета - крепление общего блока атласа с обложкой двумя металлическими скобами.
1.1.6. Печать атласов производится в 4 краски.
1.1.7. Оформление атласов стандартное. Атласы оформляются в соответствии с условными знаками и образцами шрифтов, разработанными для данной серии. Основу условных знаков, используемых для составления элементов географической основы карты автомобильных дорог, составляют условные знаки топографических карт соответствующих масштабов.
1.1.8. Серийность атласов обеспечивается единообразием структуры, содержания и оформления (карт, схем, справочной информации и обложки).
1.1.9. На страницах атласа разрешается размещать рекламно-информационные сведения о картографической продукции Роскартографии и ее предприятий. Рекламные материалы других фирм и ведомств даются только в тех случаях, когда их информация соответствует тематике атласа. Рекламные материалы должны быть расположены без ущерба для содержания атласа.

1.2. Структура атласов

1.2.1. Атлас автомобильных дорог субъекта Российской Федерации содержит:
- предисловие;
- условные обозначения, список принятых сокращений;
- карту административно-территориального устройства;
- карту основных автомобильных дорог и схему расположения листов карты автомобильных дорог;
- карту автомобильных дорог;
- карты городов (столицы или центра субъекта и других);
- схемы сложных транспортных узлов в городах и на автомобильных дорогах с особо интенсивным движением;
- справочно-информационные сведения;
- указатель названий населенных пунктов;
- дорожные знаки;
- оглавление.
1.2.2. Карта автомобильных дорог (далее - карта автодорог) должна удовлетворять следующим требованиям:
- достоверно, с соответствующей масштабу точностью и полнотой, показывать конфигурацию автомобильных дорог, четко отображать их классификацию, характеризовать материал покрытия, показывать дорожные сооружения и объекты автодорожного обслуживания, указывать расстояния по автодорогам;
- быть наглядной, удобочитаемой, позволять быстро оценивать местность и легко ориентироваться на ней.
Остальные карты, схемы, справочные сведения и другая информация служат для обеспечения более полной картины особенностей и деталей автомобильных дорог картографируемого субъекта Российской Федерации.

2. РЕДАКТИРОВАНИЕ АТЛАСОВ

Редактирование осуществляется на всех этапах работ по созданию атласов и включает:
- редакционно-подготовительные работы;
- редактирование в процессе составления и подготовки атласов к изданию;
- редакционный контроль сигнальных экземпляров атласов.

2.1. Редакционно-подготовительные работы

Редакционно-подготовительные работы включают:
- сбор и изучение картографических, справочных, статистических и других материалов;
- изучение картографируемой территории, анализ дорожной сети и ее особенностей;
- разработку макета компоновки атласа;
- разработку редакционных указаний (редакционного плана) по созданию атласа;
- формирование таблиц условных знаков и образцов шрифтов, списка принятых сокращений;
- подготовку макетов содержания карт и схем атласа;
- редакционную отработку текста предисловия, списков справочно-информационных сведений;
- подготовку исполнителей и корректоров к выполнению работ.
2.1.1. Сбор картографических, справочных, статистических и других материалов, необходимых для работы, производится картографическими справочными службами картографических фабрик (аэрогеодезических предприятий) при непосредственном участии редактора атласа.
Определяется качество собранных материалов и степень их использования. Производится тщательный анализ основного картографического материала.
2.1.2. На основании изучения и анализа картографируемой территории по картографическим и прочим материалам выявляются типичные черты и особенности местности и дорожной сети. Результаты проделанной работы используются при подготовке редакционных указаний.
2.1.3. Макет компоновки атласа изготавливается в натуральную величину после изучения и анализа картографических и прочих материалов, дорожной сети и территории картографируемого субъекта Российской Федерации, выбора оптимального масштаба(-ов) карты автомобильных дорог и других карт атласа. При изготовлении макета компоновки выдерживаются установленные технические параметры и типовая структура атласа.
2.1.4. Редакционные указания (редакционный план) является основным руководящим документом по созданию атласа. Редакционные указания разрабатываются на картографической фабрике (аэрогеодезическом предприятии) редактором атласа, подписываются главным (старшим) редактором и утверждаются главным инженером. Аэрогеодезические предприятия согласовывают технические требования с издающей организацией, куда в дальнейшем будут передаваться комплекты рабочих диапозитивов для печати тиража атласа.
Изменения и дополнения в редакционные указания после утверждения могут быть внесены только с разрешения лиц, утвердивших их. Изменения, внесенные в редакционные указания, оформляются подписями соответствующих лиц с указанием даты.
2.1.4.1. Редакционные указания (редакционный план) должны содержать:
- текст о назначении атласа и общие технические сведения;
- информацию о характерных особенностях дорожной сети картографируемой территории;
- сведения о структуре атласа;
- указания по масштабам карты автомобильных дорог и других карт атласа;
- характеристику картографических, справочных материалов и степень их использования;
- указания по составлению карт и схем атласа с приведением цензов отбора элементов содержания; указателя названий населенных пунктов; текстовой части атласа;
- положения по передаче названий географических объектов и особенностям применения шрифтов;
- описание технологии составления и оформления;
- указания по сводке содержания смежных страниц карты автомобильных дорог;
- порядок согласования карт и схем атласа между собой;
- указания по подготовке атласа к изданию.
2.1.4.2. К редакционным указаниям прилагаются:
- макет компоновки атласа и макеты компоновок всех карт и схем, входящих в атлас; макеты легенд к картам;
- макеты шаблонов страниц (разворотов);
- таблицы условных знаков и образцов шрифтов, адаптированные под выбранную технологию создания атласа;
- макеты отбора элементов географической основы для карт атласа;
- макеты специального содержания карт и схем атласа, в первую очередь - макеты автомобильных дорог по их принадлежности и значению, материалу покрытия, макеты дорожных сооружений и километровых расстояний;
- списки объектов автодорожного сервиса, пунктов услуг, достопримечательностей и других объектов.
2.1.5. Важным условием, обеспечивающим создание атласа высокого качества, является подготовка исполнителей и корректоров к выполнению работ на всех этапах.
Изучение исполнителями и корректорами редакционных указаний, таблицы условных знаков и образцов шрифтов, основного, дополнительных и вспомогательных материалов, макетов содержания карт атласа происходит под руководством редактора.
Исполнители перед началом составления карт и разделов атласа получают необходимые консультации у программиста по технологическим операциям и приемам работы на компьютерной технике.
Исполнители по завершении составления той или иной карты или отдельной страницы (разворота) атласа проверяют качество выполненных работ согласно редакционным указаниям.

2.2. Редактирование в процессе составления
и подготовки к изданию

2.2.1. Редактирование в процессе составления и подготовки к изданию осуществляется путем редакционного контроля промежуточных этапов работ, проверки качества законченных работ и приемки готовой продукции.
2.2.2. Редактирование в процессе составления и подготовки к изданию должно обеспечивать:
- правильное понимание и технологически верное выполнение исполнителями требований настоящего Руководства и редакционных документов, умелое применение условных знаков и шрифтов;
- полное и правильное использование картографических и справочных материалов;
- правильный отбор, требуемую точность и подробность изображения всех элементов содержания карт;
- точное и четкое изображение государственных границ и границ субъектов Российской Федерации;
- правильное размещение на картах географических названий, пояснительных надписей;
- соответствие графического и красочного оформления карт и схем атласа условным знакам и шрифтам, принятым для данной серии атласов;
- согласование содержания карт и схем атласа между собой;
- использование новых картографических материалов, поступивших в процессе составления и подготовки атласа к изданию.
После окончания составления и корректуры проводится редакционный контроль. Редактор обеспечивает контроль подготовки и правильность комплектации материалов, передаваемых на печать тиража.
2.2.2.1. Использование новых картографических материалов в процессе составления и подготовки атласа к изданию обязательно в случаях изменения:
- состояния и категорий автомобильных дорог;
- названий населенных пунктов, их административного значения, типа поселения и числа жителей;
- государственной границы, границ картографируемого и сопредельных субъектов Российской Федерации, границ административно-территориальных единиц 1-го порядка и территорий административного управления городов субъекта Российской Федерации;
- состояния железных дорог и других видов путей сообщения;
- ландшафта в связи со строительством крупных сооружений (водохранилищ, каналов и т.д.).

2.3. Редакционный контроль сигнальных экземпляров атласа

2.3.1. Сигнальные экземпляры атласа проверяются редактором на соответствие утвержденной "к печати" красочной пробе.
2.3.2. Сигнальные экземпляры после редакционного просмотра на картографической фабрике (аэрогеодезическом предприятии) направляются для утверждения "на выпуск в свет" в Контрольную редакцию ПКО "Картография".

3. СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Составление элементов содержания карты проводится по условным знакам и образцам шрифтов для карты автомобильных дорог (приложение 1 - здесь и далее приложения не приводятся) и в действующих условных знаках для топографических карт, положенных в основу карты, которые являются обязательными также для карт городов и схем транспортных узлов и в соответствующих приложениях не повторяются. При составлении карты автодорог учитываются требования к общему оформлению атласа (приложение 2).

3.1. Масштаб карты, проекция и компоновка. Разграфка карты

3.1.1. Карта автомобильных дорог создается, как правило, в масштабе 1:200000.
Если площадь картографируемого субъекта и особенности дорожной сети не позволяют уложиться в заданный объем атласа, разрешается использование на отдельные участки местности масштаба 1:500000. Для больших по площади субъектов Российской Федерации со слаборазвитой дорожной сетью часть карты может быть составлена в масштабе 1:1000000.
Допускается комбинация этих масштабов. При этом в более крупном масштабе составляется территория с наиболее густой сетью дорог.
Если сеть автомобильных дорог на отдельных участках картографируемого субъекта густа и сложна, то допускается составление этих участков в масштабе 1:100000.
3.1.2. На каждой странице карты автодорог дается линейный масштаб, который размещается преимущественно вдоль южной рамки (1 см от края страницы) и, по возможности, в одном определенном месте без ущерба для элементов содержания. Приводятся номера страниц и стрелки - указатели страниц с продолжением изображения.
На каждую страницу карты автомобильных дорог наносится условная сетка индексов для определения местонахождения населенных пунктов. Условная сетка делит страницу на 6 частей, нумерация которых дается последовательно слева направо и сверху вниз.
3.1.3. Карта автодорог составляется в проекции основного картографического материала и компонуется в нормальной ориентировке. Картографическая сетка не дается.
На первой странице карты автодорог вверху на белой плашке дается заголовок: "Карта автомобильных дорог". Под заголовком помещается численный масштаб, ниже - именованный.
В случаях, когда карта автомобильных дорог представлена в разных масштабах, численный и именованный масштабы под заголовком не помещаются.
3.1.4. Разграфка (нарезка) карты автодорог на страницы атласа производится таким образом, чтобы охватить картографируемую территорию наименьшим числом страниц. Картографируемая территория нарезается горизонтальными рядами, а внутри рядов - на страницы (развороты) так, чтобы при переходе к нижеследующему ряду страницы располагались одна под другой.
Применительно к конфигурации картографируемого субъекта допускается смещение нижеследующего ряда страниц влево или вправо, а также сдвиг крайних одиночных страниц вверх (вниз) или их поворот на 90° по отношению к своему ряду.
Изображение административного центра картографируемого субъекта должно сохраняться на одной странице или развороте атласа.
Участки картографируемой территории без автомобильных дорог не показываются.
Отдельные небольшие участки территории, не вписавшиеся в общую разграфку, показываются в виде карт-врезок, размещаемых на сопредельной территории.
3.1.5. Нумерация страниц карты в разграфке производится последовательно слева направо и сверху вниз.
3.1.6. Картографическое изображение на листах карты автодорог дается под обрез. Между листами карты дается перекрытие 1 см по вертикали и горизонтали, полосы перекрытий не выделяются.
К теоретическому размеру разворота с четырех сторон прибавляется по 0,5 см во внешнюю сторону (запас на подрезку в блоке).
3.1.7. В корешке атласа (посредине разворота) для фальцовки предусматривается технический просвет (запас на толщину блока).
Изображение на странице дается до линии технического просвета.
3.1.8. Одинарные страницы (крайние в рядах разграфки, не попавшие в цельные развороты или смещенные относительно основного ряда), на которых расположены обособленные участки картографируемой территории, в корешковой части отделяются контуром в виде двойной линии черного цвета, которая проводится на расстоянии 3 - 5 мм от сгиба разворота. Оставшаяся в корешке полоса дается белой.

3.2. Картографические и справочные материалы

3.2.1. В качестве основного (исходного) картографического материала для составления географической основы карт автомобильных дорог используются топографические карты масштабов 1:200000, 1:500000, 1:1000000 последних лет издания. Для локальных участков с необычайно густой сетью автомобильных дорог используется топографическая карта масштаба 1:100000.
3.2.2. В качестве дополнительных картографических и справочных материалов используются:
- перечни федеральных (магистральных и прочих) автомобильных дорог, составленные Министерством транспорта Российской Федерации;
- перечни автомобильных дорог международной сети "Е" на территории Российской Федерации и государств СНГ, составленные Министерством транспорта Российской Федерации;
- Атлас автомобильных дорог России Омской картографической фабрики Роскартографии последнего года издания;
- карты и атласы Роскартографии серий: "Общегеографические карты Российской Федерации", "Карты городов России", "Общегеографические атласы России", "Административные карты Российской Федерации", "Автодорожные атласы России" последних лет издания;
- журнал "Автомобильные дороги". М.: Министерство транспорта Российской Федерации, ЗАО "Издательство "Дороги";
- дежурная топографическая карта масштаба 1:100000 (материалы ТИГГН, ЦКГФ на территорию России);
- дежурная топографическая карта масштаба 1:1000000 (материалы ПКО "Картография");
- бюллетень "Объекты обновления топокарт" (выпуски ЦКГФ);
- Перечень объектов местности и элементов содержания топографических карт и планов, запрещенных для открытого опубликования (утвержден Приказом Роскартографии № 181-пр от 14 декабря 2000 г.);
- материалы и рекомендации по изображению государственных границ зарубежных стран (справочники, досье и др. материалы ЦНИИГАиК);
- справочник "Государства и территории мира". М.: Роскартография, последнего года издания;
- сведения Госкомстата по численности городского населения на последнюю дату;
- сведения комитетов по статистике субъектов Российской Федерации по численности сельского населения на последнюю дату;
- Атлас схем железных дорог государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии издания Омской картографической фабрики Роскартографии последнего года выпуска;
- Тарифное руководство № 4 последнего года издания МПС России; материалы управлений или отделений железных дорог МПС России (сведения тарифных отделов);
- дежурные материалы картографических справочных служб ПКО "Картография", картографических фабрик (аэрогеодезических предприятий): административные справочники на основную и сопредельную территорию, списки аэропортов, морских и речных портов;
- расписания речных пароходств, материалы бассейновых управлений водных путей;
- Правила написания на картах географических названий СССР. М.: Недра, 1967;
- Руководство по сбору и установлению географических названий на топографических картах и планах. ГКИНП 13-42-82. М.: Наука, 1985;
- словари географических названий, утвержденные Роскартографией в качестве нормативных документов.
В дорожно-эксплуатационных службах, в управлениях ГИБДД и других службах картографируемого субъекта Российской Федерации запрашиваются:
- материалы (схемы, списки) по автомобильным дорогам на последнюю дату;
- сведения по объектам автодорожного сервиса (АГНКС, АЗС, ЦТОА, СТОА и др.);
- материалы по организации и особенностям дорожного движения (посты ГИБДД и ДПС, пункты весового и габаритного контроля, схемы движения грузового транзитного транспорта, схемы основных проездов по населенным пунктам и т.п.);
- сведения и рекомендации местного Совета ВОА (Всероссийского общества автомобилистов);
- списки предприятий связи, включая электронную связь;
- списки учреждений медицинской помощи и аптек;
- списки таможен и таможенных автомобильных пунктов пропуска;
- материалы управления культуры (музеи, архитектурные сооружения, исторические памятники, археологические объекты, народные художественные промыслы);
- сведения комитета по охране природы (интересные объекты природы);
- данные курортно-санаторного управления, комитета по туризму, а также другие материалы (исходя из особенностей конкретного субъекта).

3.3. Общие указания по составлению элементов
содержания карты

Карта автомобильных дорог составляется согласно разработанной технологии в следующей последовательности:
- элементы географической основы;
- специальное содержание.
Элементы географической основы карты автодорог составляются по основному картографическому материалу с обновлением, уточнением и дополнением по новым картографическим и статистическим материалам.
Специальное содержание карты автодорог составляется с использованием рекомендованных картографических и справочных материалов и документов соответствующих организаций и ведомств.

3.3.1. Географическая основа

Географическая основа карты автомобильных дорог включает в себя следующие элементы:
- гидрография;
- населенные пункты;
- промышленные и социально-культурные объекты;
- пути сообщения;
- границы;
- рельеф;
- растительный покров и грунты.
а) Гидрография дается по исходному картографическому материалу. В районах с густой гидрографической сетью могут быть исключены реки и каналы длиной менее 1 - 1,5 см в масштабе карты, озера, пруды и водохранилища площадью менее 1 - 3 кв. мм. Характеристики рек и каналов не указываются. Направление течения рек показывается стрелкой. На реках обозначается начало судоходства. Водоемы, не выражающиеся в масштабе карты, и колодцы показываются лишь в маловодных регионах.
Отметки глубин на акваториях даются с отбором, изобаты не показываются. Выделяются обрывистые берега.
Качество воды передается надписями (сол.), (г.-сол.).
Нагрузка элементами гидрографии не должна ухудшать чтение основного содержания карты автомобильных дорог, поэтому в необходимых случаях редактором могут быть введены другие критерии отбора.
б) Населенные пункты даются по основному картматериалу с учетом сведений Госкомстата Российской Федерации и статистических комитетов субъектов Российской Федерации по численности населения.
Населенные пункты изображаются с подразделением их по типу поселения и числу жителей (для городов) и административному значению в соответствии с прилагаемыми условными знаками. Специальными знаками выделяются столица Российской Федерации (при ее показе на карте), административный центр картографируемого субъекта и центры его административно-территориальных единиц 1-го порядка. При составлении населенных пунктов используется справочник административно-территориального устройства картографируемого субъекта. В населенных пунктах допускается обобщение кварталов за счет исключения второстепенных улиц и переулков. Основные проезды выделяются желтым цветом.
Нежилые населенные пункты сохраняются только как ориентиры на местности, в местах большого скопления таких пунктов проводится отбор. В первую очередь сохраняются нежилые населенные пункты на пересечении и вблизи дорог, а также в конце дорог.
в) Промышленные и социально-культурные объекты. В качестве дополнительных ориентиров по основному картматериалу даются капитальные сооружения башенного типа, отдельные постройки (летники, сараи, машинно-технологические станции, птицефабрики и др.) преимущественно вне населенных пунктов и в малообжитых регионах. Цензы отбора этих объектов устанавливаются редактором для каждого региона.
Даются культовые сооружения и кладбища.
Линии электропередачи и линии связи не показываются.
г) Пути сообщения подразделяются на:
- железные дороги;
- автомобильные дороги (требования по отображению см. в пункте 3.3.2);
- водный транспорт;
- авиасообщение.
Железные дороги даются по основному картматериалу и показываются одним условным знаком без подразделения по числу путей, ширине колеи и виду тяги. Выходы железных дорог не подписываются.
По основному картматериалу даются морские железнодорожные паромные переправы, железнодорожные станции и остановочные пункты. Названия станций и остановочных пунктов уточняются по Тарифному руководству № 4 издания МПС России последнего года выпуска и Атласу схем железных дорог государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии издания Омской картографической фабрики Роскартографии последнего года выпуска или материалам управлений и отделений железных дорог МПС.
На железных дорогах показываются мосты, эстакады, путепроводы (одним условным знаком), туннели, насыпи и выемки по тому же принципу, что и на автомобильных дорогах (см. пункт 3.3.2 "в").
Водный транспорт дается по основному картматериалу и включает морские, речные и озерные порты и пристани (без показа причальных сооружений). По новейшим данным управлений водных путей показываются морские и речные автомобильные паромные переправы с указанием расстояния между пунктами (на паромных переправах через реки расстояния не указываются). Рейсы водного транспорта не даются. Маршруты речных перевозов даются только в регионах со слаборазвитой дорожной сетью или при отсутствии других средств переправы через водные объекты.
В соответствии с исходным картографическим материалом на карте автодорог обозначаются судоходные участки рек и каналов.
Авиасообщение на карте представляется аэропортами международного сообщения (по дежурным материалам ПКО "Картография") и внутренних пассажирских линий (по данным соответствующих служб при администрациях картографируемых субъектов Российской Федерации). Знаки аэропортов размещаются с учетом географического положения и примерно посередине территории, занимаемой объектом.
К железнодорожным станциям, остановочным пунктам, портам и пристаням, аэропортам дается собственное название (если таковое имеется). Названия этих объектов, расположенных в одноименных с ними населенных пунктах или вблизи них, на картах не даются, а названия самих населенных пунктов подчеркиваются.
д) Границы на карте подразделяются на:
- государственные;
- полярных владений Российской Федерации;
- субъектов Российской Федерации;
- административно-территориальных единиц 1-го порядка и территорий административного управления отдельных городов картографируемого субъекта Российской Федерации;
- заповедников и национальных парков.
Границы государственные, полярных владений и субъектов Российской Федерации показываются по основному картографическому материалу, уточняются по дежурным топографическим картам масштабов 1:100000 и 1:1000000 и бюллетеням ЦКГФ "Объекты обновления топокарт".
Границы Российской Федерации и картографируемого субъекта показываются штриховым знаком и кантом, который дается во внешнюю сторону от штрихового знака границы. На границах иностранных государств и других субъектов Российской Федерации кант дается в обе стороны от штрихового знака границы. При прохождении границ по акватории морей, озер и других водоемов штриховой знак границы проводится без канта.
Границы административно-территориальных единиц 1-го порядка и территорий административного управления городов показываются только на территории картографируемого субъекта Российской Федерации.
Границы административно-территориальных единиц 1-го порядка субъекта Российской Федерации даются штриховым знаком и кантом в обе стороны от штрихового знака границы, территории административного управления городов показываются тем же штриховым знаком, но без канта.
Изображение границ анклавов всех уровней не отличается от общих правил изображения границ. Принадлежность анклава тому или иному государству, субъекту Российской Федерации или административно-территориальной единице 1-го порядка показывается двухсторонней стрелкой между анклавом и основной территорией.
Границы всех уровней проводятся с точностью исходного материала, сохраняется характер рисунка границ, четко выражаются углы поворота.
Названия сопредельных государств и субъектов Российской Федерации подписываются, кроме названий субъектов Российской Федерации, совпадающих с названиями их административных центров, а сами административные центры при этом попадают в пределы картографируемой территории. Названия субъектов, в состав которых входят автономные округа, даются в обязательном порядке.
Название картографируемого субъекта Российской Федерации на карте не дается.
Границы заповедников и национальных парков показываются по основному картографическому материалу или по материалам ПКО "Картография" и согласовываются с дежурными данными ТИГГН. Надписи размещаются на территории заповедников и национальных парков или рядом с ними, если не позволяет их площадь, а также примерно посередине территории, если данных для нанесения границ нет.
е) Рельеф отображается горизонталями, отметками высот и урезов воды, орографическими названиями.
Шкала сечения рельефа принимается по исходному картматериалу. Цензы обобщения рисовки форм рельефа и количество подписей горизонталей устанавливаются редактором с учетом особенностей рельефа картографируемой территории.
Сухие русла даются с таким же отбором, как и реки. В регионах с густой сетью дорог высоких категорий сухие русла можно не показывать.
Показ мелких и внемасштабных форм рельефа (курганов, ям, оврагов, промоин и др.) не обязателен, особенно в тех регионах, где рельеф не оказывает заметного влияния на состояние автодорог.
Отметки высот, в том числе и отметки урезов воды, в равнинных районах даются в количестве 3 - 5 на 1 кв. дм. В горных регионах в местах прохождения автодорог число отметок высот увеличивается до 5 - 10 на 1 кв. дм.
Перевалы даются без отбора в объеме исходного картматериала.
Орографические названия даются по основному картматериалу.
ж) Растительный покров и грунты. Леса, фруктовые сады, садово-огородные (дачные) участки и парки показываются без отбора по основному картографическому материалу.
Состав пород в лесных массивах передается рисунком в соответствии с условными знаками, названия видов пород в лесах указывать не обязательно. Просеки могут не обозначаться. Показываются узкие полосы леса длиною не менее 1,0 - 1,5 см в масштабе составления карты. Кустарниковая растительность показывается только в регионах, где нет лесов, и она является характерным объектом местности. Для безлесных участков картографируемой территории обязательным является показ отдельно стоящих деревьев-ориентиров. Другая растительность на картах не дается.
Болота и солончаки наносятся по основному картматериалу без подразделения по степени проходимости.
Пески, каменистые поверхности и галечники выделяются на картах всех масштабов. Пески даются единым знаком без подразделения на виды.
Крупные ландшафтные объекты и урочища сопровождаются надписями собственных названий по основному картматериалу. При значительном скоплении таких надписей второстепенные могут исключаться. Ценз отбора устанавливается редактором для каждого конкретного региона.

3.3.2. Специальное содержание

Элементами специального содержания карты автомобильных дорог являются:
- автомобильные дороги;
- километровые расстояния;
- дорожные сооружения;
- объекты автодорожного сервиса, услуг, справочная информация;
- достопримечательности, объекты отдыха, спортивные сооружения.
а) Автомобильные дороги показываются по основному картматериалу и подразделяются по принадлежности, категориям и материалу покрытия.
По принадлежности автодороги делятся на:
- федеральные;
- территориальные.
Федеральные дороги даются по разработанным Министерством транспорта Российской Федерации и утвержденным Правительством Российской Федерации перечням (с учетом последних изменений) с подразделением на магистральные и прочие. Федеральные дороги даются все без исключения, соответствующие номера приводятся. Автомобильные дороги, отнесенные к международной сети "Е", обозначаются одноименной буквой.
На протяженных участках дорог номера дорог указываются на расстоянии 10 - 15 см друг от друга. Названия федеральных дорог даются по возможности рядом с их номерами.
Территориальные дороги показываются по основному картографическому материалу и согласовываются с автодорожными службами соответствующих субъектов Российской Федерации.
По категориям и материалу покрытия выделяются:
- автомагистрали (автострады) - автомобильные дороги высшего класса (дороги I категории), предназначенные для массового скоростного движения автотранспортных средств. Такие дороги имеют две проезжие части шириной 7 метров и более с прочным основанием и усовершенствованным капитальным покрытием (цементобетон, асфальтобетон и др.); разделительную полосу между разными направлениями движения шириной не менее 5 м и обочины более 3 м. Автомагистрали пересекаются с железными и автомобильными дорогами, как правило, на разных уровнях и имеют продольные уклоны не более 4%. Автомагистрали даются все без исключения;
- автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием (усовершенствованные шоссе) - это дороги, пригодные для интенсивного движения (дороги II и III категории). Имеют проезжую часть шириной не менее 7 м с прочным основанием и усовершенствованным капитальным или усовершенствованным облегченным покрытием (асфальтобетон, битумоминеральные смеси и др.). При составлении даются без отбора в объеме исходных материалов;
- автодороги с покрытием (шоссе) - дороги с шириной проезжей части 5 - 6 м (дороги IV и частично V категорий). Имеют покрытие щебеночное, гравийное или из других прочных материалов, уплотненных укаткой, а также из грунтов и каменных материалов, обработанных различными вяжущими веществами;
- автомобильные дороги без покрытия (улучшенные грунтовые дороги) - профилированные, регулярно ремонтируемые дороги, не имеющие прочного основания и покрытия. Ширина проезжей части не менее 4,5 м. Грунт проезжей части укреплен различными материалами: гравием, щебнем, песком.
Автодороги с покрытием (шоссе) и автомобильные дороги без покрытия (улучшенные грунтовые дороги) при наличии хорошо развитой сети даются с отбором. Ценз отбора определяется редактором. При отборе из числа дорог с покрытием исключаются незначительные по длине подъезды к промышленным и социально-культурным объектам и дороги-проезды на их территории.
Категории автодорог и материал покрытия на дорогах определяются по основному картматериалу, дежурным данным и уточняются по материалам дорожно-эксплуатационных служб картографируемого субъекта Российской Федерации.
На карте также показываются дороги, пригодные для ограниченного движения автомобильного транспорта, - прочие дороги:
- грунтовые проселочные дороги - непрофилированные, накатанные автотранспортом, а также профилированные (без укрепления земляного полотна и нерегулярно ремонтируемые);
- полевые и лесные дороги, пригодные для движения автотранспорта только сезонно. Дороги в труднодоступных малообжитых районах, движение по которым возможно только на гусеничном ходу, сопровождаются надписью "тракторная";
- зимние дороги - сезонные пути сообщения, прокладываемые в зимнее время года через замерзшие водоемы, болота, по рекам. Из зимних дорог показываются только те, которые используются автотранспортом, они сопровождаются надписью "автозимник".
Прочие дороги показываются более подробно в тех случаях, если между населенными пунктами нет автомобильных дорог более высокой категории. Они также даются с целью отражения общего характера дорожной сети картографируемой территории.
б) Километровые расстояния на дорогах между крупными населенными пунктами, а также между крупными населенными пунктами и перекрестками федеральных и территориальных дорог показываются крупными условными знаками. Для промежуточных участков применяются знаки и цифры меньшего размера.
На грунтовых проселочных, полевых, лесных и зимних дорогах расстояния не указываются. Исключение допускается только для регионов, не имеющих дорог более высокой категории.
В населенных пунктах знаки расстояний размещаются в центре населенного пункта или на пересечении основных проездов. В населенных пунктах с неопределенным (сложным) типом застройки знаки расстояний размещаются в местах пересечения подходящих к ним автомобильных дорог. Расстояния внутри населенных пунктов не указываются. Ориентация знаков километровых расстояний произвольная.
Расстояния по автодорогам определяются по Атласу автомобильных дорог России Омской картографической фабрики Роскартографии последнего года издания путем промеров по топографическим картам масштабов 1:100000 и 1:200000 или по материалам автодорожного управления картографируемого субъекта Российской Федерации. Расстояния даются в целых километрах, десятые доли округляются.
Километровые расстояния показываются и по дорогам сопредельной территории.
в) Дорожные сооружения в пределах всей картографируемой территории даются по основному картматериалу. На картах масштабов 1:100000, 1:200000, 1:500000 показываются все туннели, мосты, эстакады и путепроводы. Через реки, показанные в одну линию, знаки мостов могут не даваться. Мостовые сооружения показываются одним условным знаком, который при необходимости увеличивается в длину. На картах масштаба 1:1000000 знаки мостов даются при условии сохранения изображения остальных элементов содержания без искажения.
На картах масштабов 1:100000, 1:200000, 1:500000 показываются плотины, на которых оборудован проезд для автотранспорта, или по которым проложена железная дорога. Показ плотин, не предназначенных для проезда, не обязателен. На картах масштаба 1:1000000 даются лишь проезжие плотины, выражающиеся в масштабе карты.
На картах масштабов 1:200000 и крупнее на автодорогах показываются насыпи и выемки по основному картматериалу, если эти объекты не мешают четкому изображению самих дорог и имеют высоту (глубину) более 3 - 5 м.
г) Объекты автодорожного сервиса, услуг, справочная информация даются в пределах территории картографируемого субъекта Российской Федерации. Показываются:
- постоянно действующие автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС);
- автозаправочные станции (АЗС) стационарного типа;
- центры технического обслуживания автомобилей (ЦТОА). При наличии данных указываются марки автомашин, обслуживаемых ЦТОА;
- станции технического обслуживания автомобилей (СТОА);
- пункты габаритного и весового контроля;
- станции и пункты диагностики автомобилей ГИБДД;
- посты ГИБДД и ДПС;
- охраняемые платные автостоянки;
- пункты питания (на дорогах федерального значения в малонаселенных регионах);
- места отдыха на автодорогах;
- таможенные подразделения разного уровня;
- действующие таможенные пункты пропуска на автомобильных дорогах;
- Всероссийское общество автомобилистов (ВОА) и его местные (республиканские, краевые, областные и другого уровня) советы;
- автоэкспертные бюро;
- авторынки и специализированные магазины по продаже запчастей;
- мотели, гостиницы, кемпинги;
- турбазы (туркомплексы) для автотуристов;
- почтамты, узлы и отделения связи;
- телеграфы;
- междугородные телефонные переговорные пункты, работающие круглосуточно;
- медицинские учреждения (больницы, пункты специализированной хирургической и травматологической медицинской помощи, клиники или медпункты);
- дежурные аптеки.
Условные знаки перечисленных объектов размещаются в соответствии с их положением относительно дорог или рядом с названиями населенных пунктов.
Названные объекты даются по материалам соответствующих служб при администрации картографируемого субъекта Российской Федерации.
д) Достопримечательности, объекты отдыха, спортивные сооружения даются только на территории картографируемого субъекта. На карту наносятся наиболее известные и интересные в историческом и культурном отношении объекты (отбор по усмотрению редактора):
- музеи (музеи-усадьбы);
- архитектурные сооружения;
- места народных художественных промыслов;
- исторические памятники, археологические объекты;
- памятники природы, интересные объекты природы;
- курорты, санатории, дома отдыха и пр.;
- туристские базы, альпинистские лагеря;
- спортивные сооружения.
Достопримечательности и другие объекты обозначаются соответствующими условными знаками и сопровождаются собственными названиями или пояснительными надписями. Объекты отбираются по туристским картам и схемам, краеведческой и другой специальной литературе, согласовываются с соответствующими организациями картографируемого субъекта Российской Федерации.

3.3.3. Карты-врезки

Карты-врезки не подлежат самостоятельной нумерации, они имеют номер страницы, где расположены. К номеру лишь добавляется порядковая буква русского алфавита, например: 10А, 10Б, 64А и т.д.
На врезке дается линейный масштаб, если он отличается от принятого масштаба основной карты. Условная сетка индексов, наносимая на страницы карты автомобильных дорог, на картах-врезках не прерывается.
Составление карт-врезок производится по требованиям, предъявляемым к карте автодорог.

3.3.4. Сопредельная территория

Территория сопредельных субъектов Российской Федерации на карте автодорог составляется по основному картографическому материалу. Требования к отображению элементов географической основы и дорожной сети такие же, что и на территории картографируемого субъекта.
Границы административно-территориальных единиц 1-го порядка и территорий административного управления городов на территории сопредельных субъектов Российской Федерации не показываются.
Специальное содержание зарубежной сопредельной территории отличается от содержания основной карты. Магистральные и главные дороги на зарубежной территории даются без отбора тем же знаком, что и федеральные автодороги Российской Федерации. Дороги показываются: для СНГ и Прибалтики - по Атласу автомобильных дорог России Омской картографической фабрики Роскартографии последнего года издания, для остальных государств - по общегеографическим картам серии: "Страны мира". Прочие автодороги показываются знаком территориальных дорог Российской Федерации и даются с отбором. Цензы отбора устанавливаются редактором в индивидуальном порядке.
На магистральных и главных автомобильных дорогах даются расстояния между крупными городами (определяются по исходному картматериалу). Условные знаки расстояний и цифры укрупненного размера проставляются по тому же принципу, что и на территории картографируемого субъекта. Расстояния на промежуточных участках дорог не указываются.
Из дорожных сооружений на сопредельной территории по основному картматериалу даются туннели и мостовые сооружения на магистральных и главных дорогах. Насыпи и выемки могут не даваться.
Элементы специального содержания (объекты автодорожного сервиса, услуг, справочная информация, достопримечательности, объекты отдыха и спортивные сооружения) на сопредельной территории не отображаются.

3.4. Надписи на карте

3.4.1. Написание географических названий устанавливается по основному картографическому материалу в соответствии с действующими нормативными документами Роскартографии. Учитываются дежурные материалы ТИГГН (дежурная карта масштаба 1:100000), ПКО "Картография" (дежурная карта масштаба 1:1000000) и бюллетени ЦКГФ "Объекты обновления топокарт". По ним устанавливается транскрипция географических названий на составляемой карте. В случаях разночтений написания названий на основном картографическом материале и других справочных материалах составляются списки названий с указанием источников, по которым выявлены разночтения. Списки названий географических объектов направляются на выяснение в ЦНИИГАиК.
3.4.2. Шрифты надписей даются в соответствии с условными знаками и образцами шрифтов данной серии атласов.
3.4.3. Надписи объектов специального содержания даются по тем же правилам, что и надписи элементов географической основы. Номера и названия автомобильных дорог располагаются по оси дорог. Расстояния на автодорогах указываются выше или ниже дороги и по возможности на середине соответствующего участка.

3.5. Сводка листов карты автодорог.
Согласование карт атласа с картой автодорог

3.5.1. Содержание листов (страниц) карты автомобильных дорог должно быть сведено со смежными листами в отношении наличия объектов, их взаимного положения, характера изображения. Линейные знаки содержания на смежных листах должны быть полностью идентичны. Внемасштабные условные знаки специального содержания и надписи могут по расположению на разных страницах не совпадать, но наличие их обязательно.
3.5.2. С содержанием карты автомобильных дорог согласовывается содержание остальных карт и схем атласа. Элементы географической основы согласовываются по наличию и подобию рисунка в соответствии с масштабами карт и схем. Элементы специального содержания согласовываются по наличию. Схема расположения листов карты автомобильных дорог согласовывается с разграфкой (нарезкой) самой карты. С картой автомобильных дорог согласовываются километровые расстояния на карте основных дорог.

4. СОСТАВЛЕНИЕ КАРТ ГОРОДОВ

Карты столицы (центра) картографируемого субъекта Российской Федерации и других его крупных городов являются необходимым дополнением к карте автомобильных дорог.
Составление элементов содержания проводится по условным знакам и образцам шрифтов для карт городов (приложение 3), а также для карты автомобильных дорог и общего оформления атласа (приложения 1 и 2).

4.1. Масштабы, проекция и компоновка карт

4.1.1. Рекомендуемые масштабы карт административного центра и других городов картографируемого субъекта Российской Федерации - 1:50000 - 1:100000. Основным фактором, определяющим масштаб карты населенного пункта, является его площадь с окрестностями, где расположены подходы федеральных и основных территориальных автодорог, сконцентрированы транспортные узлы и развязки.
Карта столицы (центра) картографируемого субъекта Российской Федерации, как правило, размещается на двух страницах атласа. Картам центров субъектов, незначительных по площади (Тура, Усть-Ордынский и др.), отводится по одной странице.
Карты других крупных городов или городов, имеющих сложную внутреннюю транспортную сеть, размещаются на одной странице каждая. Если подобных городов включается в содержание атласа несколько, то для карты каждого города рекомендуется отводить не более чем половину страницы. По возможности масштабы карт городов в атласе должны быть едиными или близкими, а также кратными 1000.
4.1.2. Карты городов составляются в проекции исходных картографических материалов, при этом картографическая сетка на картах не дается, название проекции не указывается. Условная сетка индексов на карты городов не наносится.
4.1.3. Карты городов, как правило, компонуются в нормальной ориентировке. В целях максимально полного охвата территории города с окрестностями в пределах отведенной площади карта может быть развернута на произвольный угол по отношению к осевому меридиану. В этих случаях на карте дается стрелка, указывающая на север.
4.1.4. Изображение на картах городов дается под обрез. На свободном пространстве в верхней части карты на белой плашке располагается заголовок (название населенного пункта), под ним указывается численный и именованный масштаб.
Легенда к карте помещается рядом с заголовком или на другом относительно свободном месте. Номера страниц на картах размещаются в соответствии со стандартным оформлением страниц атласа.

4.2. Картографические и справочные материалы

4.2.1. В качестве основного картографического материала для составления карт городов используется серия: "Карты городов России" или топографические карты масштабов 1:50000, 1:100000. В качестве дополнительных материалов могут быть использованы карты и схемы городских архитектурно-планировочных управлений соответствующих населенных пунктов картографируемого субъекта Российской Федерации.
4.2.2. При составлении карт городов следует руководствоваться Перечнем объектов местности и элементов содержания топографических карт и планов, запрещенных для открытого опубликования (утвержден Приказом Роскартографии № 181-пр от 14 декабря 2000 г.).
4.2.3. Специальное содержание на картах городов составляется по тем же материалам, что и на карте автомобильных дорог.

4.3. Общие указания по составлению элементов содержания
карт городов

4.3.1. Содержание карт городов включает в себя элементы географической основы и специального содержания. Карты составляются в соответствии с редакционными указаниями.
4.3.2. Географическая основа карт городов включает в себя следующие элементы:
- гидрография;
- кварталы жилой застройки и улицы с наиболее интенсивным движением;
- промышленные и социально-культурные объекты;
- пути сообщения;
- границы городов и их административно-территориальных единиц; границы сопредельных административно-территориальных единиц 1-го порядка;
- рельеф;
- растительный покров и грунты.
Гидрография на картах городов дается по основному картматериалу. Обязательно даются объекты гидрографии, которые имеются на территории данных городов на карте автомобильных дорог.
Кварталы жилой застройки городов составляются одновременно с улицами. Улицы городов подразделяются на:
- транзитные проезды;
- прочие (местного значения).
Улицы, имеющие выход на автомобильные дороги, связывающие картографируемый город с крупными населенными пунктами, даются все без исключения. При этом особое внимание уделяется составлению транзитных проездов по городу (определяются по материалам ГИБДД). Транзитные проезды (или маршруты проезда грузового автотранспорта) выделяются желтым цветом, стрелками указываются направления одностороннего движения. Прочие улицы даются со значительным отбором с учетом проезда к объектам автодорожного сервиса и услуг, а также к вокзалам. Малые по площади городские кварталы объединяются, но при этом сохраняется полная протяженность той или иной улицы по городу.
Другие населенные пункты, попавшие в пределы картографируемой территории, даются в нагрузке исходного материала по условным знакам и требованиям, предъявляемым к составлению карты автодорог.
Промышленные зоны и социально-культурные объекты городов даются с большим отбором по индивидуальным цензам, установленным редактором. Примыкающие к городам незначительные постройки (летники, сараи и пр.) исключаются. Из социально-культурных объектов даются культовые сооружения, возможен их отбор. Культовые сооружения, являющиеся важными ориентирами, сопровождаются надписями собственных названий.
На карту наносятся кладбища, которые могут сопровождаться надписью. Кладбища, незначительные по площади, могут быть исключены.
Пути сообщения на картах городов даются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к карте автодорог. На карту города наносятся железные дороги, объекты водного транспорта и авиасообщения, что даны на карте автодорог. Допускается их незначительная детализация. Добавляются знаки вокзалов и их названия.
Линии электропередачи и линии связи не даются.
Границы города, сопредельных административно-территориальных единиц 1-го порядка картографируемого субъекта и границы административно-территориальных единиц города наносятся по основному картографическому материалу с привлечением дежурных материалов ТИГГН. Территории всех названных административно-территориальных единиц сопровождаются надписями их названий.
На картах городов рельеф изображается теми же способами, что и на карте автодорог. Шкала сечения рельефа и степень детализации при рисовке форм рельефа, отбор внемасштабных форм рельефа устанавливаются редактором для каждого города в индивидуальном порядке. Рельеф на карте городов может не изображаться, если он не оказывает существенного влияния на условия движения автотранспорта, или масштаб карты города ограничивает возможности его детального отображения. Если рельеф не изображен на карте, то об особенностях его влияния на движение автотранспорта по городу говорится в предисловии (для городов со значительными перепадами высот рельефа местности).
Элементы растительного покрова даются те же, что и на карте автодорог, но с большим отбором. На картах городов мелкого масштаба можно ограничиться только показом крупных парков (в качестве ориентиров), лесов и садово-дачных массивов.
Грунты даются те же, что и на карте автодорог, но только в тех случаях, когда они значительно влияют на условия движения автотранспорта.
Названия улиц, площадей, проездов, поселков и микрорайонов городов даются по основному картографическому материалу с учетом современных данных городских архитектурно-планировочных управлений. Прежде всего даются названия транзитных проездов и улиц, на которых расположены наиболее значимые для автомобилистов объекты. Названия размещаются с таким расчетом, чтобы можно было легко определить начало и конец улиц. Надписи улиц даются без разрядки, номенклатурные термины надписываются в сокращенной форме (ул., просп., пл. и т.д.) и размещаются до или после названия по правилам, принятым для карт городов.
4.3.3. Элементы специального содержания карт городов включают:
- автомобильные дороги;
- дорожные сооружения;
- кольцевые развязки, транспортные узлы;
- объекты автодорожного сервиса, услуг и справочную информацию;
- достопримечательности, объекты отдыха, спортивные сооружения.
С особой тщательностью и подробностью изображаются автомобильные дороги, ведущие в город. Федеральные, территориальные и прочие дороги, показанные в районе картографируемого города на карте автодорог, даются все без исключения. Они подвергаются детализации, насколько позволяет масштаб карты города. Карта при возможности масштаба дополняется автодорогами. Федеральные дороги сопровождаются номерами и собственными названиями. По возможности даются названия мостов, по которым проходят основные проезды.
Километровые расстояния по автодорогам на картах городов могут не указываться, если на карте автомобильных дорог необходимая информация дана в полном объеме. В случае показа на карте города километровых расстояний при составлении необходимо руководствоваться теми же указаниями, что и для карты автодорог. Километровые расстояния указываются только по автодорогам на подходе к городу. Внутри городских кварталов, по улицам километровые расстояния не даются.
На картах изображаются дорожные сооружения - туннели, мосты, эстакады и путепроводы. Насыпи и выемки изображаются только в тех случаях, когда они играют существенную роль при отображении характера дорог и улиц города.
Специальным знаком в городах обозначаются места, где находятся кольцевые развязки.
Сложные транспортные узлы на автодорогах, ведущих в город, и на улицах города, отдельные детали которых невозможно выразить в масштабе составляемой карты, рекомендуется изображать на специальных схемах согласно пункту 5 настоящего Руководства. На карте города обозначаются места расположения транспортных узлов. Они нумеруются в нарастающем порядке слева направо и сверху вниз. В легенде карты города дается ссылка на страницу(-ы), на которой(-ых) представлены схематические рисунки организации движения в этих транспортных узлах.
На картах изображаются объекты автодорожного сервиса и услуг. Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, автозаправочные станции, центры и станции технического обслуживания автомобилей даются в первую очередь из числа тех, что расположены в непосредственной близости от федеральных дорог на выездах из городов. В городах названные объекты показываются равномерно с преимущественным показом тех, что расположены вблизи основных проездов. Обязательно даются таможни, автоэкспертные бюро, охраняемые платные автостоянки, авторынки и специализированные магазины по продаже запчастей, мотели, гостиницы, почтамты, узлы и отделения связи, телеграф и междугородные телефонные переговорные пункты, медицинские учреждения, дежурные аптеки. Цензы отбора перечисленных объектов устанавливаются редактором индивидуально для каждого города.
Помимо названных объектов, на картах городов даются высшие органы законодательной и исполнительной власти (субъекта Российской Федерации, города), управления и отделы (отделения) ГИБДД и посты ГИБДД (ДПС).
Из достопримечательностей, объектов отдыха, спортивных сооружений, предусмотренных для показа на карте автодорог, на картах городов даются наиболее интересные и значимые, а также те, что являются характерными ориентирами.
Надписи к элементам специального содержания составляются по тем же правилам и материалам, что и на карте автодорог.
4.3.4. В легендах к картам городов даются пояснения элементов специального содержания:
- основные проезды (или маршруты движения транзитного грузового транспорта);
- транспортные (кольцевые) развязки;
- транспортные узлы с соответствующей ссылкой на страницу атласа;
- высший орган законодательной и исполнительной власти (республиканский (краевой, областной, окружной) или городской);
- управления и подразделения ГИБДД (если знаки отсутствуют в основной легенде атласа);
- вокзалы.
Элементы географической основы и специального содержания, показанные в основной легенде атласа, в легенду карты города не вводятся.

5. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ

Схемы транспортных узлов городов и пересечений федеральных или территориальных автодорог отражают особенности организации движения автотранспорта на обозначенных участках.
Составление схем проводится после завершения работ по составлению карты автодорог и карты города.
Составление элементов содержания проводится по условным знакам и образцам шрифтов для схем транспортных узлов (приложение 4), а также для карты автомобильных дорог, карт городов и общего оформления атласа (приложения 1, 2, 3).

5.1. Компоновка схем

5.1.1. Схемы транспортных узлов даются на одной-двух страницах атласа, расположенных до или после карты (карт) города(-ов).
Схемы транспортных узлов могут размещаться на карте конкретного города или на той странице карты автомобильных дорог, где находятся сами транспортные узлы, не в ущерб основному содержанию. В таких случаях схемы транспортных узлов оформляются как карты-врезки.
Последовательность размещения схем транспортных узлов согласовывается с порядком их расположения на картах. Каждая схема транспортного узла дается в рамке. Минимальное расстояние между рамками каждого узла 1,0 - 1,5 мм.
Схемы транспортных узлов даются в произвольном масштабе с условием четкого показа направления движения автотранспорта. Масштаб не указывается. Схемы транспортных узлов сохраняют ту же ориентировку местности, что и карты, на которых они находятся.
5.1.2. Схемы помещаются под заголовком "Схемы транспортных узлов ..." (название города или участка автодороги между пунктами, расположенными вблизи узла)". Заголовок размещается на белой плашке в верхней части страницы. На свободном месте помещается легенда. В легенде указывается номер страницы, где находится карта с данными узлами. Если схемы транспортных узлов располагаются на одной странице с картой города, то условные обозначения схемы приводятся в общей легенде. Каждая схема сопровождается порядковым номером, под которым она обозначена на карте города или на карте автомобильных дорог.
К схемам, оформленным в виде карт-врезок, заголовок помещается внутри врезок.

5.2. Картографические и справочные материалы

5.2.1. Основным картографическим материалом для составления схем транспортных узлов служат составленные для данного атласа карты городов или карта автодорог.
5.2.2. Дополнительными материалами служат схемы и планы транспортных развязок, мостов, путепроводов и др. сведения, запрашиваемые в дорожно-строительных или дорожно-эксплуатационных управлениях. Также используются схемы организации движения в транспортных узлах (материалы управления ГИБДД).

5.3. Общие указания по составлению схем

5.3.1. На схемах даются участки карты города или участки карты автодорог, где находятся картографируемые транспортные узлы. Содержание схем включает в себя объекты географической основы и элементы специального содержания, т.е. содержание схем идентично содержанию фрагментов названных карт.
5.3.2. Из элементов географической основы на схемах показываются объекты гидрографии, кварталы, улицы и пути сообщения, элементы растительного покрова и грунтов. Рельеф изображается только тогда, когда он оказывает значительное влияние на условия движения автотранспорта. Подробно наносятся объекты дорожных сооружений. Географические объекты сопровождаются собственными и пояснительными надписями.
5.3.3. Из элементов спецнагрузки на схемах даются направления движения потоков автотранспорта. Как и на картах городов, желтым цветом выделяются основные проезды (или маршруты движения транзитного грузового автотранспорта), размещаются знаки номеров федеральных дорог и автодорог международной сети "Е". Даются надписи названий федеральных магистральных дорог.
С максимальной полнотой даются объекты автодорожного сервиса и услуг, в том числе и те, что могли не попасть из-за ограничений масштаба на карты городов и карту автодорог.
На схемах в первую очередь надписываются названия улиц, по которым распределяются транспортные потоки, и прилегающих улиц. Как важные ориентиры даются собственные названия мостов.
У рамок схем транспортных узлов размещаются надписи выходов федеральных и территориальных автомобильных дорог, ведущих в крупные населенные пункты.

6. СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

В атласе помещается карта административно-территориального устройства, дающая читателю общую картину устройства картографируемого субъекта.
Составление элементов содержания проводится по условным знакам и образцам шрифтов для карты административно-территориального устройства (приложение 5) и общего оформления атласа (приложение 2).

6.1. Масштаб карты, проекция и компоновка

6.1.1. Карта административно-территориального устройства размещается, как правило, на одной странице, исходя из этого определяется ее масштаб. Если картографируемый субъект имеет большую площадь и сложное административно-территориальное устройство, то карта может размещаться на развороте.
6.1.2. Картографическая проекция карты соответствует проекции основного картографического материала. Картографическая сетка на карте не дается, проекция не указывается. Карты компонуются в нормальной ориентировке.
6.1.3. Изображение территории дается под обрез. Над картой или в свободном верхнем углу карты на белой плашке размещается заголовок: "Административно-территориальное устройство", ниже - численный масштаб. Собственное название субъекта в заголовке не дается. На свободном месте размещаются условные обозначения и таблица названий административно-территориальных единиц 1-го порядка картографируемого субъекта Российской Федерации.

6.2. Картографические и справочные материалы

6.2.1. Основным картографическим материалом может быть политико-административная карта "Российская Федерация" масштаба 1:4000000 последнего года издания или общегеографическая карта "Россия и сопредельные государства" масштаба 1:2500000 изд. 1999 г., а также топографические или общегеографические карты масштабов 1:500000, 1:1000000 и карты серии: "Административные карты Российской Федерации".
6.2.2. Специальное содержание карты составляется по дежурному справочнику административно-территориального деления картографируемого субъекта с учетом дежурных сведений соответствующих ТИГГН.

6.3. Общие указания по составлению элементов
содержания карты

6.3.1. Элементы географической основы карты составляются в том же порядке, что и на карте автодорог.
При показе гидрографической сети даются только основные реки и наиболее значительные притоки. Стрелки направления течения рек и знаки начала судоходства не даются. Из каналов отбираются только судоходные, сам факт судоходства не отражается. Озера и водохранилища показываются с большим отбором. Ценз отбора устанавливается редактором.
Из населенных пунктов даются: административный центр картографируемого субъекта, центры административно-территориальных единиц 1-го порядка картографируемого субъекта, крупнейшие населенные пункты или населенные пункты в конце автомобильных дорог. Населенные пункты подразделяются по типу поселения и административному значению. Города и поселки городского типа изображаются шашками (или пунсонами, если не позволяет масштаб карты). Населенные пункты сельского типа даются пунсонами.
Столицы государств, столицы (центры) субъектов Российской Федерации, центры административно-территориальных единиц 1-го порядка выделяются шрифтом и красной заливкой шашек и пунсонов. При этом центры административно-территориальных единиц 1-го порядка выделяются только на территории картографируемого субъекта Российской Федерации.
Показываются железные дороги, связывающие центр субъекта с крупными городами и центрами административно-территориальных единиц 1-го порядка. Станции и остановочные пункты не даются.
Из автомобильных дорог показываются все федеральные дороги (магистральные и прочие) и территориальные дороги, связывающие центр субъекта с крупными городами и центрами административно-территориальных единиц 1-го порядка.
Границы на карте изображаются с подразделением на:
- государственные;
- полярных владений Российской Федерации;
- субъектов Российской Федерации;
- административно-территориальных единиц 1-го порядка и территорий административных управлений городов.
Территории административно-территориальных единиц 1-го порядка картографируемого субъекта показываются различной фоновой окраской. Сопредельная территория окрашивается фоновой окраской, различной для сопредельных субъектов Российской Федерации и иностранных государств. Государственные границы Российской Федерации и иностранных государств, границы субъектов Российской Федерации сопровождаются кантами.
Все административно-территориальные единицы 1-го порядка картографируемого субъекта Российской Федерации на карте даются под номерами. Порядок нумерации - последовательно слева направо, сверху вниз. Номера даются арабскими цифрами. Даются надписи иностранных государств и сопредельных субъектов Российской Федерации по материалам, принятым для карты автомобильных дорог.
6.3.2. В легенде к карте даются пояснения населенных пунктов по типу поселения и административному значению, границ всех уровней и автомобильных дорог. Элементы гидрографии в легенду не включаются.
6.3.3. Карта административно-территориального устройства дополняется таблицей, включающей названия административных единиц 1-го порядка картографируемого субъекта Российской Федерации, их центров и номера, под которыми они помещены на карте. Колонка с названиями центров административно-территориальных единиц 1-го порядка в таблицу может не вводиться из-за ограничения площади на странице (развороте), но все центры должны быть подписаны на карте. Названия административных единиц в таблице располагаются в алфавитном порядке.
В конце таблицы следует перечислить города областного (республиканского, краевого, окружного) подчинения.

7. СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ ОСНОВНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И СХЕМЫ
РАСПОЛОЖЕНИЯ ЛИСТОВ КАРТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Карте основных автомобильных дорог отводится две страницы. Она размещается в атласе перед картой автомобильных дорог.
На карту наносится схема разграфки карты автомобильных дорог на листы, что позволяет читателю ориентироваться на страницах атласа. Карта основных автомобильных дорог сопровождается таблицей расстояний.
Составление элементов содержания проводится по условным знакам и образцам шрифтов для карты основных автомобильных дорог и схемы расположения листов карты автомобильных дорог (приложение 6), а также для карты административно-территориального устройства и общего оформления атласа (приложения 5 и 2).

7.1. Масштаб карты, проекция и компоновка

7.1.1. Масштаб карты основных автомобильных дорог такой же, как и карты административно-территориального устройства или крупнее, если последняя расположена на одной странице. Масштабы карты административно-территориального устройства и карты основных автомобильных дорог должны быть кратными 10000.
7.1.2. Карта основных автомобильных дорог субъекта Российской Федерации создается в той же проекции, что и карта административно-территориального устройства. Картографическая сетка не дается. Карта составляется в нормальной ориентировке. Изображение на карте дается под обрез.
7.1.3. Схема расположения листов карты автомобильных дорог наносится поверх изображения основных автомобильных дорог.
7.1.4. На белой плашке дается заголовок: "Основные автомобильные дороги. Схема расположения листов карты автомобильных дорог". Собственное название субъекта в заголовке не указывается. Под заголовком помещается численный масштаб карты. Условные обозначения и таблица расстояний размещаются на свободном месте. Допускается размещение таблицы расстояний на какой-либо странице карты автомобильных дорог. Таблица расстояний при этом помещается на сопредельной территории и оформляется как карта-врезка. В условных обозначениях к карте основных автомобильных дорог дается примечание о том, где находится таблица расстояний.

7.2. Картографические материалы

Основным картографическим материалом для карты основных автомобильных дорог служит карта административно-территориального устройства атласа. В качестве дополнительного материала используется карта автомобильных дорог картографируемого субъекта.

7.3. Общие указания по составлению элементов содержания
карты и схемы

7.3.1. Географическая основа карты основных автомобильных дорог (автодорог) в основном идентична основе карты административно-территориального устройства картографируемого субъекта.
Карта основных автодорог дополняется населенными пунктами, связанными с сетью автодорог. В первую очередь добавляются населенные пункты, расположенные на федеральных автодорогах, на пересечении дорог, и населенные пункты, являющиеся характерными ориентирами.
Границы на карте основных автодорог соответствуют карте административно-территориального устройства. Нумерация административно-территориальных единиц 1-го порядка не дается.
Фон территории картографируемого субъекта - белый, сопредельная территория окрашивается так же, как и на карте административно-территориального устройства.
На карте могут даваться другие пути сообщения: морские и речные порты, аэропорты, если в регионе слабо развита сеть автомобильных дорог.
7.3.2. К элементам специального содержания относятся автомобильные дороги и километровые расстояния. К сети автодорог, взятых по основному картографическому материалу, могут быть добавлены автодороги по главной карте атласа. Степень нагрузки устанавливается в зависимости от возможности масштаба составляемой карты. В первую очередь наносятся территориальные дороги из числа автодорог более высокой категории.
Для регионов со слаборазвитой дорожной сетью или сетью автодорог локального характера, а также с зимними дорогами (северные регионы Европейской части России и Урала, средняя и северная части Сибири и Дальнего Востока) автодорожная сеть на картах дается более подробно, вплоть до грунтовых дорог.
Между крупными населенными пунктами и перекрестками дорог указываются расстояния по тем же требованиям, что и для карты автодорог. Подписываются выходы федеральных и территориальных дорог до ближайших крупных населенных пунктов или столиц (центров) сопредельных субъектов Российской Федерации, столиц или крупных городов иностранных государств с указанием расстояний в километрах. Надписи выходов размещаются вдоль линий дорог. Когда это невозможно - у края страницы.
7.3.3. Схема расположения листов наносится на карту основных автомобильных дорог в соответствии с фактической разграфкой карты автомобильных дорог утолщенными сплошными линиями. Линии, делящие развороты на страницы, проводятся прерывистыми. Указываются номера страниц на тех местах, где они находятся на карте автодорог в атласе, или посередине контура страницы. Размеры условных знаков номеров листов на схеме зависят от масштаба карты основных автодорог и подбираются индивидуально.
На схеме отмечается положение карт-врезок соответствующими номером и буквой, которые размещаются внутри своих контуров или рядом с ними.
Площадь контуров страниц на схеме окрашивается в соответствии с прилагаемыми условными знаками в зависимости от масштаба(-ов) карты автодорог.
Участки территорий картографируемого субъекта, не попавшие в пределы схемы листов карты автодорог, остаются белыми.
7.3.4. В легенде к карте основных автомобильных дорог и схеме расположения листов помещаются:
- автомобильные дороги по принадлежности и категории, номера автодорог;
- железные дороги;
- морские и речные порты, аэропорты (при их показе на карте);
- окраска фона страниц в зависимости от масштаба(-ов) карты автомобильных дорог.
Элементы географической основы в легенду не включаются.
7.3.5. Карта основных автомобильных дорог дополняется таблицей расстояний.
Таблица расстояний оформляется в соответствии с приложением 6. Размер таблицы устанавливается индивидуально и зависит от количества населенных пунктов, включенных в нее, и от отведенной в атласе площади. Населенные пункты в таблице располагаются в алфавитном порядке.

8. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

8.1. Дополнительная справочная информация (не более 1 - 2 страниц) размещается под заголовком "Справочно-информационные сведения" и включает:
- номера телефонов организаций и служб, необходимых в экстремальных ситуациях;
- рекомендации ГИБДД о наиболее важных особенностях движения по автомобильным дорогам картографируемого субъекта Российской Федерации;
- список адресов и телефонов таможенных подразделений разного уровня и таможенных автомобильных пунктов пропуска картографируемого субъекта Российской Федерации (помещается под заголовком "Таможни и таможенные автомобильные пункты пропуска... (название субъекта)";
- адреса и номера телефонов управлений и подразделений ГИБДД, региональных советов Всероссийского общества автомобилистов;
- адреса и номера телефонов автоэкспертных бюро;
- прочая информация (на усмотрение редактора и по рекомендациям автодорожного управления и других организаций).
Оформление списков названных объектов и текстовой информации справочного характера производится с использованием шрифтов, предназначенных для общего оформления атласов (приложение 2). Рубрики в тексте рекомендуется сопровождать условными знаками описываемых объектов.
8.2. Полный список цифровых кодов ГИБДД помещается на отдельной странице под заголовком: "Цифровые коды ГИБДД, установленные субъектам Российской Федерации" (приложение 7). Список может быть размещен на какой-либо из страниц карты автодорог на сопредельной территории и оформлен в этом случае как карта-врезка.
8.3. На последних страницах атласа (четыре - пять страниц) размещаются "Дорожные знаки", которые согласовываются с официальными органами на дату издания. При необходимости вводятся новые знаки по ГОСТу.

9. УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

9.1. Указатель названий населенных пунктов помещается после дополнительной справочной информации. В указатель включаются названия всех населенных пунктов, показанных на карте автомобильных дорог.
9.2. Названия населенных пунктов в указателе размещаются в алфавитном порядке. К каждому названию населенного пункта даются номера страницы и условной сетки индексов. Для названий с карт-врезок к номерам страниц добавляются еще и соответствующие буквы.
К названиям административного центра картографируемого субъекта и других крупных городов дополнительно приводятся номера тех страниц атласа, на которых даны отдельные карты этих населенных пунктов.
Также номера страниц приводятся для тех населенных пунктов картографируемого субъекта Российской Федерации, которые показаны только на других картах и схемах атласа.
У одноименных объектов в скобках указывается принадлежность к той или иной административно-территориальной единице 1-го порядка картографируемого субъекта Российской Федерации.
Для одноименных названий населенных пунктов, расположенных на сопредельной территории, приводятся названия сопредельных субъектов Российской Федерации или иностранных государств.
9.3. Для населенного пункта, показанного на разных страницах карты автомобильных дорог, в указателе дается номер той страницы, где этот населенный пункт показан полностью, или где размещена его большая часть.
9.4. В начале указателя названий населенных пунктов приводится краткий пояснительный текст. Указатель оформляется по единому образцу (приложение 8) с учетом требований к общему оформлению атласа (приложение 2).

10. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

10.1. Условные обозначения к карте автодорог (основная легенда) размещаются на одной-двух страницах атласа. Условные обозначения приводятся в следующем порядке:
- автомобильные дороги по принадлежности и значению, по категориям и покрытию;
- номера и названия автодорог;
- километровые расстояния;
- прочие дороги;
- дорожные сооружения;
- объекты автодорожного сервиса, услуг, справочная информация;
- достопримечательности, объекты отдыха, спортивные сооружения;
- населенные пункты;
- промышленные и социально-культурные объекты;
- пути сообщения;
- границы;
- гидрография;
- рельеф;
- растительный покров и грунты.
10.2. Условные обозначения к остальным картам и схемам атласа размещаются на тех же страницах, где находятся эти карты.
Условные знаки, помещенные в основной легенде атласа, в легенды других карт и схем не включаются.
10.3. Список сокращений помещается под заголовком "Сокращения, принятые на картах атласа и в указателе названий". Он включает сокращения обозначений государственной принадлежности территории, названий субъектов Российской Федерации, пояснительных надписей к объектам, географических терминов при собственных названиях географических объектов, номенклатурных терминов, используемых в атласе. Форма сокращения - традиционная для картографических произведений, выпускаемых Роскартографией. В случае необходимости в список вводятся вновь возникшие сокращения, принятые в соответствии с нормами русского языка.

11. ПРЕДИСЛОВИЕ

11.1. Предисловие размещается на второй странице обложки атласа. Рекомендуемый объем текста - не более одной страницы.
11.2. В предисловии даются общие сведения о серии атласов, характеристика дорожной сети картографируемого субъекта с учетом местных особенностей (сезонные условия движения по автодорогам, особенно в горной местности и малонаселенных регионах, и др.). Приводится краткий обзор содержания карты автодорог и других карт атласа.
Вариант текста предисловия приводится в приложении 9.

12. ОГЛАВЛЕНИЕ

12.1. Оглавление атласа, как правило, размещается на последней странице атласа или третьей странице обложки. Ему отводится не более 0,5 - 1,0 страницы.
12.2. В оглавлении перечисляются карты, схемы и разделы атласа с указанием страниц, на которых они находятся. Названия карт, схем и разделов атласа в оглавлении должны соответствовать их названиям в атласе. Предисловие в оглавление не включается.
12.3. Оглавление оформляется в соответствии с общим оформлением атласа (приложение 2).

13. ОБЛОЖКА. ВЫХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ

13.1. Обложки серии атласов автомобильных дорог оформляются в соответствии с приложением 10.
13.2. На первой странице обложки помещается фото с изображением наиболее типичной местности картографируемого субъекта (сюжет и размер снимка подбираются индивидуально. Если на снимке имеется автомобиль, то его номерной знак не должен быть номером конкретного автомобиля).
13.3. При оформлении выходных сведений должны учитываться следующие документы:
- ГОСТ 7.4-95. Издания. Выходные сведения;
- Инструкция по оформлению выходных сведений в картографических изданиях. ГКИНП(ГНТА)-15-256-02;
- Инструкция о порядке присвоения Международного стандартного номера книги. М.: Российская книжная палата, 1996.
13.4. При оформлении обложки со всех сторон предусматривается технический запас на подрезку в блоке. По верхней и нижней сторонам его величина составляет 0,5 см, по боковым - от 0,5 см до 1,0 см в зависимости от толщины блока атласа.

14. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ АТЛАСОВ

Составление и подготовку атласов к изданию рекомендуется выполнять с использованием компьютерных технологий.
Технологическая схема выполнения работ по созданию атласов определяется картографическими фабриками (аэрогеодезическими предприятиями) самостоятельно, исходя из собственной технической оснащенности.
Для печати красочной пробы атласа готовятся:
- фотоформы (рабочие диапозитивы) на каждый печатный лист атласа - 4 диапозитива (по числу красок в печати);
- фотоформы (рабочие диапозитивы) обложки - 4 диапозитива (по числу красок в печати);
- технические указания и рекомендации для печати красочной пробы;
- макет сброшюрованного атласа.

15. КОМПЛЕКТНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗДАНИЯ АТЛАСОВ

15.1. В комплект материалов для издания атласов автодорог включаются:
- цветоделенные (для четырехкрасочной печати) фотоформы (диапозитивы) печатных листов атласа;
- цветоделенные (для четырехкрасочной печати) фотоформы (диапозитивы) обложки;
- экземпляр красочной пробы атласа (по печатным листам) с обложкой, утвержденный Контрольной редакцией ПКО "Картография" "к печати";
- сброшюрованный экземпляр атласа.
15.2. При традиционном варианте технологии издания атласов в комплект материалов вместо цветоделенных диапозитивов входят издательские оригиналы штриховых элементов и макеты заливки вод, кантов границ и фоновой окраски, график тонового оформления. Остальные материалы соответствуют пункту 15.1.

16. ПЕРЕИЗДАНИЕ АТЛАСОВ

16.1. Для переиздания атласа автомобильных дорог с использованием комплекта диапозитивов предыдущего издания проводится дежурство содержания карт атласа.
16.2. При подготовке атласов к переизданию в содержание карт атласов обязательно вносятся следующие изменения:
- гидрография - даются новые водохранилища и вносятся существенные изменения очертаний существующих; наносятся дамбы, по которым проложены новые автодороги;
- населенные пункты - учитывается изменение застроенной части; численности населения, вносятся новые сведения по материалам переписи населения (для городов); учитываются сведения по изменению типов поселения или упразднению населенных пунктов; наносятся новые населенные пункты;
- промышленные и социально-культурные объекты - учитываются только самые существенные изменения, влияющие на состояние сети автомобильных дорог;
- пути сообщения - наносятся вновь построенные или введенные в эксплуатацию железные дороги, учитываются существенные изменения на водном и воздушном транспорте - закрытие (открытие) портов, перемены в организации паромных переправ;
- границы - все изменения по границам государств, субъектов Российской Федерации, административно-территориальных единиц 1-го порядка, по границам административно-территориальных единиц городов; существенные изменения по границам заповедников и национальных парков, учитывается организация новых заповедников и национальных парков;
- рельеф - вносятся уточнения к отметкам высот, изменения, связанные со строительством водохранилищ и другими изменениями ландшафта;
- растительный покров и грунты - исправляются только самые существенные изменения, непосредственно влияющие на сеть автодорог;
- учитываются переименования и изменения транскрипции географических названий населенных пунктов и других географических объектов;
- автомобильные дороги - наносятся вновь построенные автомобильные дороги федерального и территориального значения, учитывается изменение их принадлежности и категории; вносятся уточнения по местоположению автодорог; снимаются дороги, выведенные из общей сети дорог; прочие дороги, малопригодные для движения автотранспорта, исправляются только в тех случаях, когда в регионе нет дорог более высокого класса;
- километровые расстояния - вносятся уточнения по Атласу автомобильных дорог России Омской картографической фабрики Роскартографии последнего года издания; уточняются расстояния из-за изменения трасс автодорог;
- дорожные сооружения - наносятся вновь построенные туннели, мосты, эстакады; снимаются знаки сооружений, закрывшихся для движения;
- объекты автодорожного сервиса, услуг, справочная информация - вносятся все текущие изменения в соответствии с данными на дату дежурства по материалам соответствующих ведомств;
- достопримечательности, объекты отдыха, спортивные сооружения - вносятся существенные изменения по вновь изданным картографическим, справочным и другим источникам;
- обнаруженные в предыдущем издании неточности.
Вносимые изменения учитываются в указателе названий населенных пунктов.
16.3. На тиражные экземпляры предыдущего издания атласа выносят замечания по исправлению содержания. Атлас с замечаниями направляется на согласование:
- 2 экз. в ТИГГН;
- 2 экз. в ЦКГФ (при наличии государственной границы Российской Федерации);
- 2 экз. в ЦНИИГАиК (при наличии государственных границ иностранных государств);
- 2 экз. в Контрольную редакцию ПКО "Картография" вместе с оттисками, полученными после согласования из ТИГГН, ЦКГФ и ЦНИИГАиК.
16.4. После получения из Контрольной редакции ПКО "Картография" утверждения "к печати" производится исправление комплектов диапозитивов атласа по всем замечаниям.

17. ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ АТЛАСОВ

Для исключения возможных ошибок в содержании и оформлении создаваемых атласов устанавливаются определенные этапы контроля и утверждения:
- макет компоновки атласа в натуральную величину (1 экз.), схема разграфки карты автомобильных дорог в произвольном масштабе (1 экз.) и редакционные указания по созданию атласа (2 экз.) утверждаются в Контрольной редакции ПКО "Картография";
- цветные принтерные пробы атласа (здесь и далее для традиционного варианта издания - штриховые пробы) согласовываются в ТИГГН (2 экз.);
- цветные принтерные пробы атласа (при наличии государственной границы Российской Федерации на картах атласа) согласовываются в ЦКГФ (2 экз.);
- цветные принтерные пробы атласа (при наличии границ зарубежных государств) согласовываются в ЦНИИГАиК (2 экз.);
- цветные принтерные пробы атласа согласовываются в автодорожном управлении и управлении ГИБДД картографируемого субъекта (1 экз.). Согласование с названными управлениями может быть исключено, если предварительно были получены необходимые официальные сведения от них;
- цветные принтерные пробы атласа (2 экз.) проверяются в Контрольной редакции ПКО "Картография". К принтерным пробам прилагаются материалы согласований с вышеназванными инстанциями и пояснительная записка редактора;
- красочные пробы атласа (2 экз. каждого печатного листа, 2 экз. обложки + 1 экз. атласа в сброшюрованном виде) утверждаются "к печати" Контрольной редакцией ПКО "Картография" по согласованию с УКР и ГН Роскартографии;
- сигнальный экземпляр атласа (2 экз.) утверждается "на выпуск в свет" Контрольной редакцией ПКО "Картография".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru